В конце апреля Минстрой опубликовал очередной рейтинг самых удобных для проживания городов России. «АН» не раз обращали внимание на парадоксы его подведения, в результате чего первые строчки занимали города, которые к комфортным отнести трудно. Но у чиновников своя логика. По итогам 2023 г. пятёрка крупных городов-магнитов (с населением от 250 тыс. до миллиона жителей) выглядит так: Мытищи, Химки, Ярославль, Белгород, Тюмень. Скандал вызвало наличие в списке приграничного Белгорода, чуть ли не ежедневно подвергающегося обстрелам ВСУ.
Великолепная пятёрка
Однако в Минстрое особого конфуза не наблюдается. Саркастически настроенным журналистам объясняют, какую большую работу проделали аналитики министерства. Они на основе методики 2019 г. рассчитывают индекс качества городской среды на основании данных, полученных от регионов, МВД, Минкульта, Роспотребнадзора, Росстата, института развития ДОМ.РФ. Также очень важно, как местные власти выполняют федеральный проект «Формирование комфортной городской среды», входящий в нацпроект «Жильё и городская среда».
Индекс Минстроя учитывает 36 различных индикаторов. Среди них состояние жилья, общественно-деловой и социально-досуговой инфраструктуры и прилегающих к ним пространств. Много ли зелёных территорий и набережных, есть ли ямы на дорогах и заборы вокруг учреждений. Каждый индикатор оценивается по шести показателям, которые характеризуют городскую среду: безопасность, комфорт, экологичность, идентичность и разнообразие, современность среды и эффективность органов власти. Если всё это отлично, по каждому показателю город может набрать 10 баллов. Таким образом, максимум – 360 баллов. Если удалось набрать больше 180, город уже считается комфортным. А у Белгорода – 250 баллов.
Сами белгородцы отнеслись к почётному месту в рейтинге Минстроя с юмором: мол, действительно сегодня в городе нет пробок даже в час пик и полно парковочных мест, а на улицах с наступлением темноты прохожих можно пересчитать по пальцам. Пейзаж спальных районов украсили очень комфортные убежища, в которых можно переждать очередной обстрел. Хотя на самом деле из-за интенсивности, с которой на «удобный для жизни» город летят украинские ракеты и беспилотники, не до смеха.
Впрочем, попадание Белгорода на четвёртое место в рейтинге Минстроя – это не только курьёз. Город начали регулярно обстреливать с середины 2023 г., а грамотные программы благоустройства в нём внедряли задолго до этого. Нынче многие считают, что город должен строиться для машин и главное в нём – дороги, развязки, виадуки. Однако мэр Белгорода Юрий Галдун ещё в 2020 г. заговорил о приоритете пешеходов, особенно инвалидов и мам с колясками. А где вы ещё найдёте в России город, где местные власти поставили велосипедиста выше общественного транспорта? Зелень, удобные перекрёстки и платные парковки ориентировали жителей реже пользоваться личным автотранспортом, от чего удобнее стало большинству.
Благодаря этому новаторству Белгород и раньше стабильно фигурировал в лидерах среди городов-магнитов. Хотя в нём с начала нулевых формировались условия, которые не всякому подойдут. Вряд ли для переезда сюда свободолюбивого москвича подошло бы место, именовавшееся журналистами «Святое Белогорье» – за всесилие церковников, их огромное влияние на местную власть, систему образования и культурную среду, где, как при СССР, не разрешат джазовый фестиваль, а длинноволосого «металлиста» могут подстричь гопники на скамейке.
В целом Минстрой признал благоприятными для проживания 759 из 1117 городов России. Хотя, согласно министерскому плану, их должно быть на 156 штук меньше. Но что делать, если за 2023 г. качество жизни в российских городах растёт ударными темпами. «Это не просто цифры, а реальные дела, потому что люди видят, как города меняются», – пояснил зампред правительства РФ Марат Хуснуллин. Среди благоприятных для жизни городов оказались и другие населённые пункты Белгородчины: например, приграничные Гайворон и Шебекино – у всей страны на слуху.
Самыми комфортными миллионниками вышли Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Казань и Краснодар – тут без особых неожиданностей. Зато среди городов с населением от 100 тыс. жителей первая пятёрка великолепна: Ханты-Мансийск, Сургут, Нижневартовск, Норильск и Мурманск. И для тех, кто знаком с рейтингами «городов-магнитов» прошлых лет, в этом нет ничего удивительного.
Как бы не так
Рейтинги качества жизни в российских городах составляют все кому не лень: исследовательские группы, правительственные структуры, агентства по найму персонала и просто коллективы урбанистов. Некоторые выкладки удивляют и даже шокируют: ну как Мурманск может быть комфортнее Москвы, а жизнь в Ижевске радовать больше, чем в Сочи или Питере. Но у всех составителей свои методики, и, не исключено, свои резоны продвигать отдельные города.
Консалтинговая группа SRG построила список по росту цен на однокомнатные квартиры. Лидером оказался Краснодар. Вроде бы это важный маркер: жильё быстрее всего дорожает там, куда едут люди. И кубанская столица действительно мощно растёт в последние годы. Но можно ли считать её комфортным местом для жизни?
Для начала в Краснодаре нет метро. Много узких улочек, среди которых хаотично растут высотки. Столица Кубани превосходит столицу России по числу автомобилей на душу населения: в Москве 417 «тачек» на тысячу жителей, в Краснодаре – 437. Летом идёт поток машин на Чёрное море, и становится совсем трудно: город-то по площади очень большой, учитывая массивы частных домов, с края на край можно проехать только по кольцевой, которая встаёт в часы пик почище МКАДа. Индустрия развлечений достаточно провинциальна. Промышленных гигантов первого ряда нет, но экология не курортная из-за обилия автотранспорта. Тем не менее исследователи института территориального планирования «Урбаника» тоже ставят столицу Кубани на первое место в своём рейтинге, а для Минстроя она стабильно входит в пятёрку.
В прошлые годы в неё входил и Красноярск. Именно здесь тысячи жителей выходят на экологические акции, не желая по 50 дней в году жить в режиме «чёрного неба». ЧС объявляют, когда в воздухе скапливается слишком много вредных выбросов Красноярского алюминиевого завода, а погода не располагает к их рассеиванию. Тогда миллиону горожан советуют уехать из города или хотя бы реже выходить на улицу, не проветривать помещения, чаще мыть полы, промывать нос и горло физраствором. Приезжие понимают, о чём речь, только когда видят молодого мужика, поскользнувшегося на тротуаре и сломавшего конечности в 16 местах.
При этом нельзя отрицать, что де-юре Красноярск является городом-магнитом. Но притягивает он не велосипедными дорожками и прибрежными кафе – просто в остальных городах края ещё хуже и с работой, и с инфраструктурой. Многие города часто становятся «магнитами» именно по этой причине – как убежище для округи. В Краснодарском крае более 5, 5 млн жителей, а по соседству – многолюдный Северный Кавказ. Значит, столица Кубани обречена испытывать приток при любом качестве городской среды.
А как иначе комфортными для жизни оказались бы Ханты-Мансийск, Сургут и Тюмень? Что комфортного может быть в 330-тысячном Сургуте, где снег лежит с конца октября до начала мая? Зато в городе на среднюю зарплату можно купить 14 продовольственных потребительских корзин в месяц. Здесь около 100 тыс. человек работает на «Сургутнефтегаз», глава которого Владимир Богданов, как говорят, живёт здесь же в обычном панельном доме. Молодых врачей и учителей заманивают солидными зарплатами и подъёмными, возможностью брать кредиты под 1% годовых. Но и у них всё равно психология вахтовика: хоть через 10 лет, но вернуться на Большую землю состоятельным человеком. При этом рождаемость в вечной мерзлоте – на уровне жаркого Кавказа, а в детские сады – огромные очереди.
Было бы здорово, если бы среди индикаторов благополучия оказалась бы гордость жителя за свой город. Пусть он даже не богатый, зато в нём всё устроено по уму: площадки, дороги, храмы, полиция. И самое главное – человек чувствует, что власти хотя бы пытаются создать для него более комфортную среду пребывания. Подвижки в этом направлении есть: Минстрой обещает регионам поддержку, но требует взамен спрашивать жителей, какие вопросы благоустройства они считают первостепенными. Регионы подстраиваются. Чаще всего в центре небольших городков по 10–50 тыс. населения начинают выкладывать тротуарную плитку и возводить какую-нибудь инсталляцию. И люди видят: жизнь потихоньку налаживается.