Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество 13+

Дискуссия о возвращении смертной казни «ходит по кругу»

, 18:57

Дискуссия о возвращении смертной казни «ходит по кругу»
Tim-Hufner@unsplash

В России не казнят с середины 1990-х, но большинство граждан весь XXI век стоят за возвращение высшей меры. Теракт в «Крокус Сити Холле» дал новый толчок для дискуссии. Даже без голосования понятно, что Государственная дума вернула бы казнь прямо завтра, но это не в её компетенции. Противоположная точка зрения состоит в том, что стоит нам сейчас расстрелять явных извергов, как высшую меру захотят распространить на куда более широкий круг правонарушителей и просто «подозрительных». И это очень чревато в стране, где ещё не забылся 1937 г., а в судах до сих пор менее 1% оправдательных приговоров. По сути, дискуссия о смертной казни – это спор о том, на какие культуры, времена и общественные системы хочет равняться Россия.

Кремль по вопросу смертной казни отмалчивается. Да и у многих видных юристов позиция противоречива. Глава Конституционного суда Валерий Зорькин ещё три года назад отмечал в своей книге, что введение моратория на казнь стало уступкой ценностям, которые российскому национальному правосознанию несвойственны. И он «не исключает возможности возврата к этой мере наказания в будущем». Но в 2022 г. тот же Зорькин заявил на Петербургском международном юридическом форуме, что единственный конституционный способ для возвращения смертной казни – это принятие новой Конституции. «Иным путём – ни парламентским законом, ни референдумом, ни даже отдельной поправкой к Конституции – сделать это невозможно», – высказался председатель КС.

Согласно опросам ВЦИОМ, в 2001 г. сторонниками смертной казни за особо тяжкие преступления являлись 72% россиян, а к 2004 г. их стало уже 84%. Но потом боевики Шамиля Басаева напали на школу в Беслане, и в 2005 г. смертную казнь в отношении террористов поддерживали уже 96%. Согласно исследованию социологического факультета МГУ, среди судей и до Беслана 89% опрошенных выступали за расстрел убийц. В 2010-е доля сторонников смертной казни никогда не опускалось ниже 60–65%, а норма о высшей мере до сих пор осталась в национальном законодательстве. Во многих странах дискуссия о смертной казни тоже «ходит по кругу».

Подробнее читайте в свежем номере «Аргументов недели».

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram