Многие задаются вопросом: как так — некогда братская республика стала ненавидеть «старшую сестру» Россию с непонятной злобой и упоением пытаясь уничтожить всё, что имеет отношение к русскости от малого до великого. И в основном отвечают для себя — это всё украинский комик, волею кукловодов из-за океана возведённый на высший государственный пост в Украине. Но вот всё-таки. Откуда корни сегодняшнего противостояния? А началось всё ... с Никиты Хрущёва.
В 2019 году новоизбранный украинский президент Владимир Зеленский возродил призрак прошлого, сделав ставку на бандеровцев в противостоянии с Россией. Уже давно отгремела Великая Отечественная. Украина, как и весь Советский Союз, налаживала мирную жизнь. Но всё было непросто. Последователи украинского националиста и лидера Организации украинских националистов (ОУН) Степана Бандеры никуда не исчезли после ухода гитлеровцев. Ещё долгие годы они вели подпольную борьбу с «москалями» (а так они называли всех, для кого русский язык родной), сопровождавшуюся террором по отношению и к представителям власти, и к простому населению.
Во время войны бандеровцы сотрудничали с нацистами и участвовали в различных зверствах, в том числе в Холокосте. После войны они продолжали вести партизанскую войну против Советского Союза. Казалось бы, эту бандитскую свору необходимо было уничтожить «под корень», чтобы обезопасить будущее от возрождения национализма. И пока был жив Иосиф Виссарионович Сталин, эта борьба велась. Причем — успешно. Красная Армия уничтожила основные отряды украинских националистов заодно с немецкой армией, а разрозненные группы бандеровцев вылавливала по схронам в лесах Закарпатья вплоть до конца 1950-х. Большинство из тех, кто не успел сбежать за границу, были осуждены по ст. 58 УК и получили от 10 до 25 лет.
Однако, в 1955 году, в рамках политики десталинизации, находящийся на вершине власти советского государства Никита Хрущев объявил амнистию для большинства бандеровцев, находящихся в советских лагерях.
17 сентября 1955 г. вышел Указ Президиума ВС СССР «Об амнистии советских граждан, сотрудничавших с оккупантами в период Великой Отечественной войны». Он снимал судимость и поражение в правах, позволял бывшим прислужникам гитлеровцев вернуться из лагерей и эмиграции. Тогда не учли, что многие сбежавшие за границу уже были завербованы спецслужбами США, Британии, ФРГ. Закрыли глаза и на то, что возвращались люди, которые в годы войны совершили невероятно жестокие казни советских людей.
Указ, по которому были освобождены бандеровцы, власовцы, лесные братья, полицаи и пр., снимал с них судимость и поражение в правах. По данным республиканского МВД, только в 1955–1958 гг. на ПМЖ в УССР прибыло более 25 тыс. амнистированных, из них 7 тыс. — в Львовскую обл. (до ареста там проживали только 196). А к 1972 г. на Львовщине насчитывалось уже 50 тыс. «возвращенцев».
Возвращались многие из этих людей с желанием отомстить советской власти. В 1956 г. в адрес ЦК КПСС была направлена докладная записка за подписью 2-го секретаря ЦК КП Украины Н. Подгорного. В ней указывалось, что из мест заключения вернулись больше 40 тысяч националистов и даже «ряд бывших главарей оуновского и церковно-сектантского подполья». И с ними возникают проблемы. Подгорный приводил такой пример: «Возвратившийся в село Пащуки Ровенской области бывший бандит ОУН* Цвях избил бригадира колхоза Кушнира, сказав при этом: «Вы наших повстанцев в тюрьму сажали, мы вас всех перережем».
Всего после указа от 1955 г. на территорию Украины вернулось более 200 тысяч бывших активных участников бандеровского подполья, в том числе из-за границы. Осели не только в Западной, но и в Восточной Украине — в Харьковской, Донецкой, Днепропетровской, Херсонской и других областях.
Эти бывшие пособники нацистов, активно «перекрашивались» в коммунистов и комсомольцев. Нет, они не раскаялись и не смирились — они приспособились. Ограничений в правах у них не было, поэтому многие занимали руководящие должности и пробирались во власть. Тогда появился даже анекдот про двух братьев-украинцев. «Один был Героем Советского Союза, а другой бандеровцем. Последний вернулся из лагеря, поработал год конюхом, потом стал бригадиром, ещё через год — директором колхоза, затем ушёл в райком партии. Его брат-герой при встрече спрашивает: «Как так, я все эти годы простой тракторист, а ты уже большой начальник?» А тот и отвечает: «А ты в анкетах пишешь, что у тебя брат бандеровец, а я — мой брат Герой Советского Союза».
По официальным данным в обкоме КПСС и райкомах Львовской области доля ранее осужденных бандеровцев превышала 30%, а в Волынской и Тернопольской областях их было от 35 до 50%.
Тогда же по хрущёвской амнистии освободили и последнего лидера УПА* Василя Кука — преемника Шухевича. Он вернулся в Киев и работал в Центральном государственном историческом архиве УССР и Институте истории АН УССР. Уже тогда он говорил, что украинским националистам надо менять тактику: «Притвориться добропорядочными советскими гражданами и внедряться, занимать руководящие посты в партийном и советском аппарате, в органах культуры, просвещения, воспитывать молодёжь в национальном духе». Пока был СССР — за ним присматривало КГБ. Но как только Советская Украина вышла из состава СССР — тут же начали издавать многочисленные книги Кука, он стал национальным героем.
После распада Советского Союза в 1991 году бандеровцы были уже полностью и безоговорочно реабилитированы украинским правительством. Их портреты стали появляться на маршах и демонстрациях, а их идеология начала проникать в украинское общество. И снова в этом можно увидеть вину Хрущева — Хрущев активно продвигал на руководящие посты на Украине местных партийных «князьков», среди которых было много людей с националистическими взглядами. Активно этому способствовал приближенный Хрущева 1-й секретарь ЦК компартии Украины с середины 1960-х Пётр Шелест. Именно такая публика проводила украинизацию ещё в 1920-е.
Начиная с 1991 года украинская партийная верхушка и руководители крупных предприятий, в числе которых было много людей с националистическими взглядами, сохранились у власти независимой Украины. И если в первые годы еще поддерживались тесные связи с Россией, то с момента оранжевой революции — первого «майдана» в 2004 году все кардинально изменилось. Именно тогда, во время выборов президента Украины, сторонники проамериканского кандидата Ющенко с женой-американкой потребовали непредусмотренный конституцией третий тур выборов и для давления на Верховный суд вышли на акцию протеста — «оранжевую революцию», из которой торчали уши Госдепа. Именно после этого Ющенко, после первого провала, получил неожиданно 51% голосов. США получили управляемую Украину. Это и стало отправной точкой, давшей старт проекту «Украина — это антиРоссия» в основе которого лежал украинский национализм, а героями стали националисты Бандера, Шухевич и все те, кто на стороне Гитлера боролся с советской властью. Именно Ющенко 20 января 2010 года посмертно удостоил Бандеру высшей степени отличия страны — звания Героя Украины. Началось активное расползание бандеровщины с Западных областей по всей Украине.
К чему привели роковые ошибки Хрущева? К сегодняшнему военному противостоянию, к ненависти к России, культивируемой недобитыми бандеровцами десятилетиями, к тому, что сегодня Украина имеет все шансы перестать быть государством. Прощение предателей может иметь катастрофические последствия для государства. Именно об этом напоминает сегодня История...
При подготовке статьи использован материал Жанны Швыдкой