Возможны ли переговоры с Украиной, и на каких условиях?
№ () от 7 мая 2024 [«Аргументы Недели », Андрей Угланов ]
Что могут представлять собой так называемые переговоры о будущем Украины? Это важно, поскольку все мы представляем себе некую мирную конференцию, на которой будут долго спорить и торговаться – мол, это тебе, это обратно тебе, это снова тебе и так далее. Так вот: давайте успокоимся – так не будет. Но придётся запастись терпением, чтобы стало понятно то, что было, что есть и что будет.
Два слова о совсем горячем на сегодня. 7 мая состоялась церемония вступления в должность президента Владимира Путина. Он победил на мартовских выборах и официально вступил в должность на новый срок. По закону правительство во главе с его председателем Михаилом Мишустиным ушло в отставку, и президент В. Путин назовёт состав нового правительства. Кто-то из чиновников высокого ранга должен будет уйти, чтобы на его место пришёл другой. Всё это предсказуемо и не сотрясает устои властной вертикали. С ней у нас всё понятно. В частности, ясно, кто в доме хозяин.
А вот у наших соседей на Украине всё наоборот. 21 мая истекает срок должностных полномочий президента Зеленского. Новых выборов не предвидится. Зеленский будет править страной в непонятном статусе.
Одним словом, на Украине всё непросто. Главные события там смещаются от чисто военных к политическим. Что в переводе на понятный язык означает предстоящую грызню всех против всех. Если ещё понятнее – то вопрос власти в любой стране – это совсем не шутки. Особенно сегодня на Украине.
Мало, чтобы Зеленского поддерживал Запад. Нужна поддержка внутри страны. Как пример можно привести несостоявшегося правителя Венесуэлы Хуана Гуайдо. Его объявили легитимным во всём западном мире, но в самой Венесуэле его презирали, и он исчез. На Украине главный вопрос на сегодня – когда исчезнет Зеленский? Эта расколотая вдоль и поперёк страна стоит на пороге многочисленных антикиевских заговоров. Даже западная пресса всё чаще задаётся вопросом – кому на Украине принадлежит власть? Из Москвы на этот вопрос ответить трудно. А после 21 мая станет и вовсе невозможно. Известны лишь желающие подобрать власть. Их смотрины внутри самой Украины уже начались. Небезызвестный киевский пропагандист Арестович* уже заявил в своих программах на YouTube, что сильно захотел стать президентом. Совсем недавно обслуживавший Зеленского Арестович* вдруг начал критиковать его, аж со слезой на глазах. Мол, тот притесняет национальные меньшинства. При этом Арестович* недоумевает, какое право имеет Зеленский кого-то притеснять, сам являясь представителем меньшинств – русскоязычным евреем? Но вернёмся к теме так называемых «переговоров». Сначала об «обманке», которая скоро будет предъявлена украинцами миру в качестве субъекта переговоров с нами. Они её не скрывают. В сетях без конца упоминают некий «Комитет национального спасения». Это старый трюк, когда надоевшего тирана свергают, а на его месте вырастает многоголовый кадавр – от латинского слова, означающего «труп». У кадавра объявляются члены, которые толкаются локтями, брызжут слюной и чего-то говорят. Хотят, чтобы на них обратили внимание.
В «Комитет национального спасения» Украины местные паблики записывают бывшего главкома ВСУ Залужного, пропагандиста Арестовича*, даму с косой Юлию Тимошенко, мэра Киева красноречивого Виталия Кличко и депутатшу Безуглую.
Понятно, что сегодня это смахивает на продолжение балагана, но представим себе: звёзды сойдутся так, что именно эти люди как-то ототрут Зеленского и его киногруппу. После чего публично предложат нам начать переговоры.
Первая наша реакция на такую вероятность может быть однозначной – комитет указанных лиц может говорить только о полной капитуляции ВСУ и вообще украинских властей. Такого рода дела давно продуманы и опробованы. Речь не о нашем Генштабе, а о мировой практике завершения такого рода конфликтов. Так было при царе Горохе, так было в финале Первой мировой войны, так было в финале Второй мировой войны и всех локальных войн.
Вновь обратимся к текстам в соцсетях британского профессора, экс-советника ещё Маргарет Тэтчер во времена войны за Фолклендские острова. Имени его называть не будем. Журналисты никогда не раскрывают свои источники. Как и все, мы очень не любим конкуренции. Так что желающие узнать его имя могут смело гуглить мировые форумы и прочие ресурсы, чтобы найти этого удивительно проницательного человека.
Но одно имя всё же назовём. Как и главную аксиому ведения войны Карла фон Клаузевица. Он служил под командованием русского императора Александра Первого и в составе нашей армии громил несметные войска Наполеона Бонапарта. Так вот, Клаузевиц забил в наши мозги такой кол: война должна вестись не за территории, а за навязывание противнику своей воли.
Британский профессор обозначает несколько, как он их называет, «пунктов воли».
Итак, Первый пункт воли. Это принуждение противника к перемирию на местном уровне. То есть прекращение огня между отдельными противостоящими частями. Этого можно достигнуть после сурового предупреждения противника прекратить огонь в ответ на прекращение нашего огня. Враг должен понять, что прекращение нашего огня будет означать для него возможность остаться в живых, а не быть уничтоженным шквальным огнём из всех видов оружия.
Второй пункт воли. Прекращение огня на широких участках фронта с той же мотивацией для врага.
Третий пункт воли. Принуждение отдельных лиц или групп военных к сдаче в плен.
Четвёртый пункт воли. Прекращение огня и полная капитуляция всех воинских частей врага на всей линии боевого соприкосновения.
Пятый пункт воли. Объявление всеобщего перемирия.
Уважаемые читатели! Кто ощутил лёгкое разочарование, просьба не спешить. Выше указано лишь то, что принято сегодня называть «дорожной картой». Главные подробности – впереди!
Так вот, реализовать все пять пунктов на практике, ясное дело, очень сложно. Просто очень сложно! Притом что мы говорим только о нашей полной и безоговорочной победе. Об этом идёт речь. Но Украина сегодня – это огромный слоёный пирог, в котором перемешалось всё. Языки, обычаи, религия, исторические обиды, связи отдельных регионов с самыми непохожими частями мира и многое другое. Такое уже было сто лет назад в Гражданскую войну. Запад, как сегодня, так и сто лет назад, перестал понимать, кого он должен поддерживать в борьбе против России. Тогда были Деникин, Петлюра, гетман Скоропадский, батька Махно и десятки, как сегодня говорят, полевых командиров. Нынешняя Украина стоит перед такой же перспективой. И Запад вновь впадает в ступор. Одни поддерживают Залужного, другие – Зеленского. На очереди новые лидеры, которые ненавидят всех и готовы начать самостоятельную политическую и военную борьбу за власть. Это возвращение хаоса, который был здесь 100 лет назад. Почитайте «Дни Турбиных» Михаила Булгакова. Там описано всё.
Как говорит британский профессор, задача российского военного и политического руководства – развивать процесс переговоров на самом низком уровне – между противостоящими военными частями. Хотя бы на уровне батальонов. На практике это может означать – предложение солдатам противника собираться в определённых местах без оружия, чтобы они проследовали в наши тылы уже в качестве военнопленных, которым гарантированы жизнь и свобода после войны. Политработники, которые соответствуют советским комиссарам времён Гражданской и Отечественной войн, должны получить методички, как организовать этот процесс. Надо понимать, что в больших группах военных, от отделения до батальона, – всё будет зависеть от настроения офицеров. Уговорить их сложить оружие получится только после того, как они окажутся в абсолютно отчаянном положении отсутствия боекомплекта или в окружении.
Как говорит профессор, русские, то есть наши военные части, уже не раз транслировали процесс сдачи малых групп. И это лишь первый уровень, когда не известно, узнали ли об этом в других частях ВСУ и правильно ли это поняли? Дело в том, что боевые действия проходят в условиях жесточайшего стресса. В первую очередь для частей ВСУ. И здесь довольно трудно шевелить мозгами и искать очевидный выход – бросить оружие и сдаться. Мало того, в ВСУ могут пойти на хитрость и организовать фальшивый переход большого числа военных якобы в плен. Для того чтобы неожиданно развернуться и ударить русским, то есть нам, в спину. Или драпануть якобы в сторону Днепра, на самом деле заманивая части российских войск в ловушку.
Для сравнения, принуждение к сдаче целой бригады может пройти несколько проще. Известие о сдаче в плен тысяч солдат может стать мощным рычагом для дальнейших шагов по навязыванию врагу своей воли. Уже на очень высоком уровне. Это можно назвать хоть перемирием. На самом же деле это никакой не договор, а всё та же диктовка условий для противника, при соблюдении которых русские, то есть мы, перестанут стрелять. А солдаты и офицеры ВСУ не будут уничтожены и останутся живы.
В качестве примера приведём финал Первой мировой войны. Когда страны Антанты подвели Германию к очевидному поражению, они выдвинули аж 34 условия воли, при соблюдении которых Антанта прекращала стрелять, а немцы оставались живы и даже сохранили большинство своей территории. Это не был торг, а предъявление жёстких условий воли.
Помимо полного уничтожения германского военно-морского флота, условия были и такими:
1. Германия признавала свою ответственность за весь ущерб, причинённый всем странам – участницам Первой мировой войны. Этот ущерб проигравшая сторона должна будет возместить.
2. Вильгельм II, император страны, признавался международным военным преступником и передавался военному трибуналу.
3. Немецкому государству запрещалось иметь регулярную армию и флот.
4. Германия обязывалась выплачивать репарации странам-победительницам.
5. Территории к западу от Рейна будут оккупированы союзными войсками, чтобы следить за соблюдением условий договора.
Вот такое вот перемирие. Именно о таком и говорит наш британский дедушка-профессор. То есть расписывает как по нотам то, что мы должны делать. Напомним, это не договор о перемирии. Это условия или даже временный документ технического характера, который призван структурировать процесс окончания войны.
Что касается сегодняшней войны на Украине, то её ход будет зафиксирован на бумаге как результат неравенства в балансе сил между ВСУ и Российской армией. Как пишет британский профессор, пока это всего лишь документ, который будет согласован военным и политическим руководством России, но пока без одобрения парламента. То же самое, как предъявление условий стран Антанты кайзеровской Германии. Это политическое решение, отражающее реалии войны. Где русские, то есть мы, продиктуем противнику свою волю. Это и будет перемирием в понимании британского профессора.
Такое перемирие подписывается и согласовывается только воюющими сторонами. Никакого НАТО здесь и близко не будет. Их солдаты и воинские части на Украине официально не присутствуют. А если будут, то все пункты принуждения будут направлены уже в их адрес. Пока у НАТО хватает ума этого не делать.
Вновь возвратимся к британскому профессору. Любопытно такое его заключение: «Сочетание всех этих факторов и принятие противником списка условий будут означать, что именно выжмут русские из Украины под окончательное «Соглашение о перемирии»? Какими будут возможные и невозможные уступки?»
Вот что британец предлагает включить в предполагаемое им «Соглашение о перемирии» на украинской войне.
– Все украинские военные части на линии боевого соприкосновения складывают оружие в указанных точках и сдаются в плен в течение 48 часов после подписания «Соглашения».
– Части, которые не находятся на линии боевого соприкосновения (ЛБС), уходят за условную линию. Для русских она может проходить по реке Днепр и по линии на 200–300 километров севернее Черноморского побережья. В том числе городов Одесса и Николаев. Речь о тыловых частях и частях территориальной обороны. Им запрещено двигаться в любом направлении. Они находятся в указанных точках дислокации.
– Уходящие части складывают оружие в указанных точках. В том числе стрелковое оружие и тяжёлое вооружение. Танки, САУ, бронемашины, артиллерийские орудия и тягачи.
– Следующее. Все летательные аппараты, включая самолёты всех типов и вертолёты, перегоняются на российские военные аэродромы.
– Далее. Все российские военнопленные немедленно отправляются в расположение российских воинских частей.
– Ещё. Все иностранные военные немедленно покидают территорию Украины.
Для тех на Украине, кто скажет после ознакомления с этими условиями, мол, а не пойти ли вам куда подальше, профессор пишет: «В этом случае война будет продолжаться до тех пор, пока условия не будут приняты. И противной стороне станет намного хуже. Круг замкнётся».
Понятно, что это условия полной капитуляции. Британский профессор не исключает при этом, что военные части ВСУ в западной части страны почти наверняка поднимут мятежи. И с большой долей вероятности двинутся на Киев, чтобы установить свою власть. Он вновь напоминает о Гражданской войне в России сто лет назад, когда на территории южнорусских губерний возникли десятки республик. Донецкая, Луганская, Одесская, Таврическая, Криворожская и много других. Похожий процесс на Украине уже вовсю идёт с 2014 года и может перекинуться с востока страны на юг и запад.
Профессор уверен, что на Западе с ужасом смотрят на эту перспективу. Распад Украины для стран ЕС и НАТО – это миллионы беженцев, бешеные затраты и огромные политические издержки для правящего класса.
Одним словом, перспектива на будущее довольно прозрачно указана британским профессором. На этом фоне в западной прессе вдруг стали появляться вот какие соображения. После успешных наступательных действий на нескольких направлениях украинского фронта, в том числе в Очеретино, Часовом Яре и Красногоровке, на Западе стали говорить, что западная военная помощь была рассчитана на так называемый статический вариант. Это когда недалеко от ЛБС подготовлены склады для боеприпасов и вооружений, а также ремонтные базы. Но когда фронт стремительно движется, тыловое хозяйство становится лёгкой добычей наступающих. В этом ещё одна из причин прощания Запада с Украиной.
Есть и ещё одна. Самая правдивая. Западные участники войны на Украине таким способом оправдывают своё неминуемое отползание из этой части бывшего Советского Союза. Вспомнили, что здесь им никогда в истории не сопутствовала удача. Как говорил премьер Черномырдин, «никогда такого не было, и вот – опять…».
* Внесён в перечень лиц, причастных к экстремистской деятельности или терроризму.