Взятки, «откаты», «подарки» — кто-то «покупает», кто-то «продается». Для некоторых влиятельных и находящихся во властных эшелонах эти явления, увы, уже давно обыденное дело. Однако сегодня начинает происходить очищение, так давно напрашивающееся и многими ожидаемое.
Скорее всего, в связи с этим в стране значительно увеличилось количество приговоров коррупционерам. Примечательно, что под суд попадают не только мелкие фигуры, но и люди из высших эшелонов власти. Примером может служить недавний арест заместителя министра обороны РФ Тимура Иванова, который является фигурантом уголовного дела о взятке в особо крупном размере. Борьба с коррупцией не ограничивается только федеральным уровнем, «чистка» происходит и на региональном уровне. И уже не говорится об отдельных случаях. На повестку дня вышел вопрос борьбы с нечистыми на руку и возомнившими себя, как видят многие, некими «князьками» системно.
Если о задержаниях коррупционеров, окопавшихся на вершинах (министерства и ведомства) или около них (родственники чиновников, друзья, любовницы) рассказывается чуть ли не «изо всех утюгов», то происходящую чистку в регионах далеко не всегда освещают громко и во всеуслышание. Что, кстати, никак не говорит о том, что наши правоохранительные органы бездействуют на местах. Работа идёт, и работа серьёзная. Думается, не сидят без дела и правоохранители в Северной Осетии, где в этом году начинается транспортная реформа.
Одной из главных проблем в Северной Осетии уже много лет является проблема транспортная. По сути, сфера общественных перевозок подмята частниками. Все мы можем догадываться и строить предположения, что данное положение вещей кому-то из обладателей местных властных кабинетов выгодно, ведь без определённого лоббирования (или, как говорят в народе — крышевания) такая проблема не была бы особо острой.
Что интересно — любая попытка привести эту сферу в законное русло оборачивалась скандалом и неприкрытым шантажом. Частники, заполонившие пассажирские маршруты, попросту диктовали свои условия властям и жителям. Когда и как хотели повышали стоимость проезда. Работали на маршрутах тоже, как говорится, «через пень-колоду», а чуть что по-ихнему не так — выходили на митинги и забастовки. О налогах и говорить нечего — вместо 100 млн в год, которые должен был получить бюджет, республика получала ...150 тысяч. Всё потому, что те, кто с лёгкой руки кого-то из властных кабинетов, работал на маршрутах «под чёрным флагом» (а таких, по информации из различных источников) ... 90 процентов.
Справиться с транспортной мафией, каждый в своё время, пытались и Мамсуров, и Агузаров, и Битаров. Сегодня это пытается сделать уже Меняйло.
Источники в Северной Осетии говорят о том, что чувствовали они себя вольготно благодаря всё той же пресловутой «чиновничьей крыше». Крышующим «взявших за горло» местные власти и жителей республики называют зам. начальника Ространснадзора по СКФО — начальника надзора по РСО-Алания Мурада Макиева.
Особо даже не скрывая, поговаривают, что должность эту, хлебную, как видится, и высокую получил благодаря стараниям и финансовым вливаниям он получил благодаря брату, Гайозу Макиеву. Известному в республике тем, что строил километр дорог за 130 миллионов и, как говорят в республике, покупал должности для себя и своих родственников. В своё время Гайоз Константинович работал в столице Грузинской ССР, а после переезда во Владикавказ занимал должность директора ОАЗТ «Кавказдор» и Дирекции по строительству дорог «Кавказ»,
Больше десяти лет Гайоз Константинович проработал в ФКУ Управления федеральных автомобильных дорог «Северный Кавказ» в Пятигорске, а в начале 2015 года возглавил Северо-Кавказский филиал Главгосэкспертизы России.
Как говорят, есть у Мурада ещё один влиятельный родственник. Целый депутат Государственной Думы, метивший несколько лет назад в кресло главы Северной Осетии. Зураб Макиев. «Совершенно случайно» — сын Гайоза Макеева. Говорят, отцовские схемы годами исправно работают на благосостояние семьи. Положительные резолюции от Госэкспертизы на любые строительства в регионе дорого стоят. Тем более, Гайоз Макиев, как утверждают люди сведущие, сам когда-то налаживал систему поборов — будучи руководителем северокавказского управления Автодора он тоже платил. Само собой — из бюджетного кармана. Кстати, говорят, своим депутатством Зураб Макиев обязан именно папе. По слухам тот купил ему место в Госдуме за 2 млн долларов. А что — нередкая практика среди богатых семей Кавказа.
Может быть, «семейный бизнес» процветал бы и дальше, но в народе не зря говорят: «сколь верёвочке не виться...». На днях Мурад Макиев вместе с подельниками был задержан по подозрению во взяточничестве в «значительном размере». Фигурантами дела значатся замначальника Межрегионального территориального управления Ространснадзора по СКФО — начальник территориального отдела государственного автодорожного надзора по Республике Северная Осетия — Алания Мурад Макиев, двое его подчиненных Хаматов и Кибиров, а также инспекторы ГИБДД МВД по КБР Мухамед Хаников и Муса Канукоев и другие «ответственные лица». Интересно, приведёт ли веревочка и к депутату Зурабу Макиеву? Ведь получается, что Мурад приходится дядей депутату.
Хотя, примечательно уже даже то, что от ареста Мураду уже не помогло родство ни с «заслуженным строителем», явно имеющим «хитрые выходы на тех, кто повыше», ни с депутатом Госдумы. А ещё несколько лет назад эти родственные связи не позволили бы прищучить предприимчивого не в меру чиновника.
По данным следствия, именно Мурад Макиев разработал преступный план о создании в РСО — Алания под своим руководством группы, в которую вошли его подчиненные, несшие службу на ФКПП «Урух» на границе между Северной Осетией и Кабардино-Балкарией. Туда же входили и сотрудники ГИБДД КБР, и гражданские лица (Юрий Алборов и Леван Макиев). Они круглосуточно собирали дань с водителей фур, проезжающих через пост весового контроля «Урух». Как оказалось — это была поистине «золотая жила».
Пока правоохранители говорят о том, что с 16 июня по 18 августа 2023 года фигуранты дела получили взятки на общую, смехотворную для масштаба их деятельности, сумму 60 тысяч рублей. Но и каких 60-ти тысячах идет речь, если водители пишут вот такие отзывы:
«Взятка на взятке. Дерут особенно водителей фур при прохождении рентгена, что в сторону Кавказа, что в сторону Москвы. Вымогают давать им деньги, иначе простоишь в ожидании, а затем еще и досмотр полный на три часа!»;
«Не хотел я вам друзья рассказывать, но вот по рации мужики жалуются — реально идет побор денег на границе Северной Осетии и Кабардино-Балкарии. Тут куча постов прикрываются типа безопасностью, якобы то, что нестабильный регион. Все у них тут схвачено, сверху прикрыто, закрыто»;
«С Верхнего Ларса при заезде на весовой контроль взятки берут вообще молча — Транспортный контроль во Владикавказе, без разговоров выходишь, заходишь на пост, там открывается такой ящичек, и он полный денег. 500, 1000 рублей даешь и сразу едешь дальше. Там даже никто с тобой не разговаривает», — ну и какие тут «60 тысяч»?
Уже известно, что по местам проживания и службы фигурантов дела было проведено более 30 обысков. В результате удалось изъять внушительные денежные суммы, а также документы, предметы, жесткие диски, флешки и другие электронные носители, доказывающие причастность проходящих по делу граждан к преступной деятельности. Сам же Мурад Макиев из-за «резко проявившейся» болезни во время следствия будет находиться под домашним арестом. Было бы неплохо проверить его и на предмет иных нарушений антикоррупционного законодательства, как-никак человек на протяжении 10 лет держал под контролем весь транспорт в республике, при этом у самого в декларации ни одного автомобиля, а доход всего 1,5 млн в год.