Иркутск исторический, но комфортный
№ () от 2 мая 2024 [«Аргументы Недели Иркутск», Ольга Брайт ]
Ключевые задачи по родной для него территории в центре Иркутска у Сергея Юдина постоянно в поле зрения, причем и в прямом смысле слова тоже: всегда перед глазами, под рукой на письменном столе в рабочем кабинете — внушительная стопка соответствующих папок. Документы, обращения, ответы, проекты — всё систематизировано. Подписано: «Спортивный модуль по Горького, 19», «Школа №1», «Дом Рогаля», «Центр Вампилова», «Детский сад на Российской», «Вторая очередь благоустройства ул. Карла Маркса», «Дом архитектора»… Впрочем, во время интервью Сергею Леонидовичу заглядывать в бумаги и схемы не было нужды. За годы жизни и работы на избирательном округе он отлично ориентируется в ситуации. Мы обсудили с народным избранником, что предпринято для обустройства центральной части Иркутска за последние 10–15 лет. И что еще запланировано.
— Cергей Леонидович, вы ведь здесь, в центре Иркутска, с самого детства живете? Объективно — не только с позиции депутата, но и как горожанин — можете сравнивать, что «было» и как «стало».
— Да, я родился в Иркутске, мы с родителями жили в центре города, в переулке Гершевича. Учился я в 11‑й школе. Конечно, мой избирательный округ — родная для меня, хорошо знакомая территория. С ней вся жизнь нашей семьи связана. Отец, Леонид Михайлович Юдин (недавно мы поздравляли его с 90-летним юбилеем) трудился в энергетике, прошел путь от ученика слесаря до руководителя Иркутской ТЭЦ‑2. Папа стал для меня примером ответственного подхода к работе и уважительного отношения к людям. От него мне передался интерес к истории города и стремление участвовать в развитии Иркутска, содействовать позитивным переменам, преображению территорий.
— Это стремление привело вас на архитектурный факультет политехнического института?
— Чтобы что-то реально менять, очень пригодились полученные знания в области архитектуры, проектирования и планирования пространств, различных подходов к организации территорий и градостроительства.
В 1981 году я защитил дипломный проект по теме «Реконструкция улицы Урицкого». По распределению меня направили работать в проектный институт «Сибгипробум», специализирующийся на проектах лесоперерабатывающего комплекса и целлюлозно-бумажной промышленности. По моему проекту даже построили административно-бытовой корпус в городе Ташкенте.
Но через три года обстоятельства сложились так, что я кардинально сменил сферу деятельности — с творческой созидательной профессии на службу в милиции. В Советском Союзе была такая распространённая практика — направлять комсомольцев от трудовых коллективов на усиление в правоохранительные органы. А у нас в проектном институте парней было немного, девушки в основном. Так что меня, молодого архитектора, по комсомольской путевке в 1984 году судьба направила в уголовный розыск. Там я почти 10 лет отработал. Когда после распада СССР в 1992 году в новой России появился закон о создании частных охранных предприятий, я решил начать свое собственное дело. И вот уже 32 года агентство «Арсенал», с лицензией №1, занимается охраной.
— Опыт охранной деятельности вам на депутатской работе тоже оказался полезен. Вы возглавляете думскую комиссию по муниципальному законодательству и правопорядку. Получается, компетенции позволяют уверенно браться за проекты, которые помогают сделать город не только красивым и внешне уютным, но и по-настоящему безопасным?
— Несомненно, и то, и другое важно. Вспомните, безобразие в центре Иркутска в 1990-х — начале 2000-х: хаос в районе улицы Софьи Перовской, центрального рынка, засилье «шанхайки», какие-то контейнеры, где буквально жили гастарбайтеры… Избравшись депутатом в 2009 году, я сосредоточился на решении этой проблемы. Призвал мэрию действовать, вел переговоры с собственниками объектов, с предпринимателями. Хотелось видеть территорию ухоженной, в нормальном санитарном состоянии, с организованной торговлей.
Надо сказать, что Нина Александровна Чекотова включилась в работу, пошла навстречу, благодаря чему сегодня «Китай-Город» вынесен за пределы исторической части Иркутска, и шаг за шагом центр города преображается. В том числе в соответствии с проектом «Иркутские кварталы», который курирует Сергей Маяренков. Появляются аккуратные кафе и рестораны, интересные мини-отели и другие, уже не хаотичные, а вписанные в общую концепцию развития, коммерческие объекты. Развернута серьезная работа по привлечению инвесторов, для них организовано профессиональное консультационное сопровождение. Очевидно, что задача грамотной регенерации исторического центра Иркутска непроста. Но первые результаты в этом направлении мы видим, и они вдохновляют двигаться дальше.
— Таких вдохновляющих историй преображения на вашем округе на самом деле немало. А вас лично что из проектов, которые вы отстаивали, сопровождали, контролировали, радует особенно?
— С удовольствием сегодня, как, наверное, и многие иркутяне, прогуливаюсь в районе Иерусалимской Горы. Убежден, что концепция мемориального парка — лучшее решение для этого места. Я эту концепцию поддерживал. Вместе с городской администрацией нам удалось выстроить диалог представителей разных конфессий, согласовать и выполнить огромный объем работ по благоустройству парка, реставрировать протяжённую лестницу. Сейчас Иерусалимская Гора выглядит достойно. Таким образом город Иркутск, я считаю, проявил уважение, почтение к памяти наших предков.
Также не может не радовать реорганизация Центрального рынка. Получилось положить конец всевозможным махинациям, произволу, «крышеванию» и откровенному бардаку. Организована эффективная цивилизованная торговля. Теперь довольны, думаю, и покупатели, и продавцы. Сегодня рынок вернул себе добрую славу любимого торгового сердца Иркутска.
— В свое время вы также сосредоточились на решении задач, связанных с безопасностью школ, детских садов и общественных пространств. Напомните, что было предпринято?
— Еще в первом для меня созыве я обратил внимание мэрии, что порядка 70 школ и 140 детских садов в Иркутске (процентов 70 от общего количества) не имели даже периметрального ограждения. Был случай, что дошколёнок вышел за пределы территории детсада и только чудом не угодил под трамвай. Я выступил с инициативой: рассмотреть возможность в рамках городских программ организовать необходимое для безопасности маленьких иркутян ограждение детских учреждений. Город предложение поддержал, выделили деньги, и в течение пяти лет практически все школы, детские сады получили целостные безопасные территории. Дальше, в рамках программы «Безопасный город», соответствующим образом оборудовали учебные учреждения и организации дополнительного образования.
В городе был создан единый дежурно-диспетчерский центр, служба дозвона «112». Сейчас данные с видеокамер выведены на единый центр мониторинга «ЕДДС», информация оперативно передается в дежурную часть городского управления внутренних дел.
Параллельно мы начали оформлять паспорта безопасности на общественные пространства — существовавшие и новые, только обустраиваемые. К настоящему моменту паспорта безопасности сделаны уже больше, чем на 30 пространств. Интеллектуальные системы видеонаблюдения контролируют ситуацию, в том числе на сквере Кирова и прилегающих территориях. Это крайне важно, так как сквер — основное место главных городских мероприятий, где собираются сотни, тысячи горожан и гостей города.
— Центр Иркутска — несомненно, точка притяжения. Причем, он концентрирует в себе всевозможные функции и принимает на себя высочайшую нагрузку, колоссальные транспортные потоки. Вы разделяете позицию тех, кто предлагает вынести в другие районы города часть муниципальных учреждений, какие-то ведомства?
— Согласен с таким подходом. И эта идея нашла отражение в утвержденной стратегии социально-экономического развития Иркутска, над ней депутаты Думы плотно, основательно работали вместе с администрацией Иркутска.
Понятно, что мгновенно разгрузить центр невозможно, это работа поэтапная. Однако, со своей стороны, я помогаю жителям центра города уже сейчас обеспечить комфорт во дворах. Например, с соблюдением требований законодательства, оградить пространства от автомобилей, установить шлагбаумы, автоматические ворота.
Одновременно за годы моей работы в Думе Иркутска нам удалось даже в условиях колоссального дефицита свободных территорий найти и обустроить в центре несколько новых парковок. Рядом с городской администрацией место для автомобилей расчистили, избавившись от остатков конструкции недостроенного здания. Большая парковка организована под «старым ангарским», Глазковским мостом, где раньше была неухоженная, откровенно небезопасная частная территория. Также для парковки обустроены муниципальные территории по адресам: переулок Гершевича, 1 и улица Свердлова, 38.
А при принятии изменений в генеральный план Иркутска городская Дума поддержала предложение по выделению места для так называемых «перехватывающих» парковок. Также на второе полугодие я включил в повестку вопрос о выборе приоритетного транспортно-пересадочного узла. Будем анализировать, учитывать успешную практику других крупных городов.
Кроме того, напомню, чтобы сократить потоки транспорта через центр Иркутска, прорабатывается объездной луч по улице Пискунова с выходом в районе аэропорта.
— Еще одна особенность центра Иркутска — старая деревянная застройка, включающая и ветхие, но охраняемые здания-памятники истории и архитектуры. Во многих из них до сих пор, без каких-либо современных инженерных коммуникаций, живут люди… Они с какими просьбами чаще всего приходят к своему депутату?
— На моем округе №19 около 250 деревянных жилых домов, являющихся памятниками федерального и местного значения. И, знаете, в чем серьёзная проблема для тех, кто живет в таких домах, кто приватизировал эти квартиры в свое время? Люди, как правило, не понимали, что принимают на себя обязательства по содержанию, поддержанию в надлежащем состоянии, реставрации зданий-памятников. А это затраты на порядок выше, чем при ремонте обычных объектов. Стоимость в разы возрастает из-за необходимости привлекать специализированных проектировщиков и реставраторов.
Проиллюстрирую на примере четырехквартирного дома по улице Российской, 32. Ремонтные работы по кровле там обойдутся в сумму, превышающую 3 млн рублей, а жители рассчитывали тысяч на шестьсот, если выполнять силами обычного подрядчика. Но такой вариант невозможен, противоречит законодательству РФ. Как же тогда быть жильцам, если затраты для них неподъемные?
Я глубоко погрузился в эту проблему. Изучал, за счет чего можно поддержать собственников такого жилья и одновременно помочь городу обрести новую красоту, сохранить аутентичность деревянного зодчества, которым мы так гордимся. Оказалось, что федеральных программ, которые можно было бы задействовать для таких объектов, нет. Чтобы обратить внимание на проблему исторических городов, мною на прямую линию Президента было направлено обращение с просьбой рассмотреть в министерстве культуры РФ возможность соответствующей федеральной программы. В настоящее время только силами АО «Агентство развития памятников» в небольших объемах, но системно идет работа по расселению и реставрации таких особо охраняемых объектов.
— Отрадно, конечно, что появляются инвесторы, которым интересно восстановление зданий-памятников. Шанс на новую жизнь получили чуть было совсем не утраченные знаменитые Курбатовские бани. В итоге, к открытию готовится плюс один возрожденный объект — пусть и с новой функцией пятизвездочного отеля — в центре Иркутска, у Ангары. А в целом по городской набережной, как вы оцениваете перспективы? На протяжении многих лет иркутяне мечтают о благоустроенном променаде вдоль красавицы-реки.
— Что касается участка набережной Ангары от Глазковского моста до Вечного огня (Цэсовская Набережная), в этом году там будет выполнено берегоукрепление, проект прошел все экспертизы. А компания En+ поможет городу с благоустройством этой территории, которая больше ста лет не использовалась как общественное пространство. Промплощадки (со временем утратившие свою функцию) в этой локации долгое время закрывали доступ к реке для горожан и туристов. Теперь же новая Цэсовская набережная должна стать частью современной Единой Набережной Ангары. Как вы знаете, этот масштабный проект поддержан на уровне Совета Федерации. А за счет партнёрства бизнеса и власти появляется возможность сделать больше, быстрее и интереснее, чем это возможно исключительно на бюджетные средства.
— В продолжение разговора о масштабных проектах: в прошлом году на слушаниях в Думе города Иркутска депутатам также были представлены предложения команды иркутских архитекторов по развитию территории в районе островов Конный и Юность. Там и новые мосты предполагаются, включая вантовый переход в сторону студенческого кампуса технического университета, и пляжная зона, и детский парк. На реализацию грандиозных планов рассчитываете привлечь федеральные ресурсы?
— Разработчики приняли во внимание и многие инициативы жителей, наши совместные с горожанами, депутатские идеи по развитию Конного и Юности. Проект действительно грандиозный и требует немалых средств. Но и локация такая — перспективная, значимая. Думаю, отстоим, защитим концепцию, найдем деньги.
Хочу отметить, что в последние 3–4 года Иркутск существенно нарастил объемы участия в федеральных программах и национальных проектах. Проработаны алгоритмы действий на уровне горадминистрации, Думы, областного правительства и Законодательного Собрания, которые позволяют вынести наши большие идеи на самый высокий уровень.
Планы по Конному и Юности разделены на 4 этапа, на каждый предстоит сделать проект, и с каждым проработанным проектом будем входить в национальные проекты и федеральные программы.
Федерация любит конкретику и при должной аргументации Иркутск готова поддерживать. Тем более сегодня, когда акцент выставлен на развитие внутреннего туризма, а у нас в этом смысле огромный потенциал. Подтверждение — субсидия 260 млн, поддержанная Ростуризмом, которую город получил в прошлом году. Часть этих средств была направлена в том числе и на решение деликатной, но довольно острой для центра города проблемы — обустройство комфортных общественных туалетов. Важно? Еще бы! Обязательный элемент туристической инфраструктуры, между прочим. Культурный город без достойных уборных сложно себе представить. Просто о них не очень принято говорить… Но, согласитесь, впечатления о городе у гостей оставляют не только музеи. Во всем надо не ударить в грязь лицом!
— К слову о музеях. У вас на контроле благоустройство центра Вампилова и возведение пристроя, в котором нуждается выставочный центр Дом Рогаля. Как продвигается решение этих вопросов?
— Как вы знаете, я являюсь членом Союза художников России, пишу картины, поэтому мне музейная тематика близка.
С Домом Рогаля я давно дружен и знаю, как необходимы этому выставочному центру, филиалу Музея истории города Иркутска, дополнительные площади. Речь сейчас идет о пристрое в 80 квадратных метров. Коллеги-депутаты и мэрия эту инициативу поддержали. Выделены средства на проведение обязательной археологической экспертизы.
По Центру Александра Вампилова — в планах обустроить двор на Богдана Хмельницкого, 3, исторически связанный с именем сибирского драматурга. Мы провели большую совместную работу с комитетом по Правобережному округу, с главным архитектором Иркутска, подключили КУМИ, ЦСН, обсудили концепцию двора. Будет отлично, если это место станет отсылом к эпохе Вампилова — с театральными тумбами, стильными фонарями, лавочками…
Про другие дворы на округе тоже не забываем, планомерно их благоустраиваем. Появляются и новые скверы. В этом году на пересечении улиц Горького и Ленина обновим территорию.
— И на Карла Маркса будут продолжены работы по благоустройству?
— Второй этап, да. Я как инициатор этого благоустройства очень доволен результатом первого этапа. Сделали прекрасно. Появились малые архитектурные формы, сделана «ливневка», провода ушли под землю, так что ничего не режет глаз… Конечно, нужно продолжать и дальше Карла Маркса обустраивать.
На следующий год также очередь дойдет и до других пространств на карте нашего округа. Планируем реконструкцию в переулке Черемховском. Преобразится пространство перед Домом архитектора. К 80-летию Победы в Великой Отечественной войне на территории Вечного огня появится мемориальный знак детям-узникам фашистских концлагерей и гетто. Также приступим к проекту реконструкции еще одной главной улицы Иркутска — улицы Ленина.
Таким образом, все обновленные территории складываются в общую уже куда более привлекательную чем 10-20 лет назад картину, интересный портрет нашего родного города. Рад быть в команде творцов этого обновленного Иркутска.
— Сейчас действительно на благо города и его жителей работает дружная команда. У вас за плечами три созыва в городской Думе. Именно такого единения, скоординированности действий мэрии, депутатов, региональных властей долгое время не хватало областному центру.
— Согласен. Важно сохранить это конструктивное равновесие и в будущем. У нас впереди еще много работы. Надеюсь, что жители города, учитывая, заметные текущие результаты, поддержат на выборах в Думу Иркутска тех, кто уже показал себя в деле, смог наладить диалог, завоевать авторитет, отточить механизмы продвижения и реализации проектов, необходимых Иркутску. В нынешнем созыве — сильная команда депутатов. Отлично, что на первый план вышли не политические баталии, а реальные цели.
Чувствую в себе силы, с этой командой, дальше работать по намеченному плану, по Стратегии, которую высоко оценили на уровне федерации. Меня и в Думе, и в мэрии, и во всевозможных ведомствах знают как депутата настойчивого. Так что пока не сделаю обещанного людям — не отступлюсь. А жители моего округа постоянно приходят с новыми задачами, просьбами и наказами. Спасибо, что за эти годы мы научились слышать друг друга и вырабатывать общую позицию по ключевым вопросам.