На выборах в городскую Думу Юрия Коренева уже не первый созыв поддерживают жители большого, довольно непростого избирательного округа №21. К нему относится часть территории Куйбышевского района Иркутска — микрорайон Топкинский, предместье Радищева и часть Марата с протяженным частным сектором. Ассоциация десяти-пятнадцатилетней давности — «убитые окраины». Что удается предпринять, чтобы переломить ситуацию?
«Сказал — сделал!» Это главный принцип для Юрия Коренева в работе. И за годы депутатской работы — в Думе города Иркутска Юрий Диомидович с 2000-го — ему удается наряду с текущим локальным благоустройством, отстаивать и затем шаг за шагом воплощать в жизнь более весомые, затратные по ресурсам проекты. Такие, которые радуют жителей не только одного двора или улицы, а обеспечивают новый уровень комфорта в масштабах большого района или даже для всего Иркутска имеют ключевое значение.
В начале года, по традиции, депутат встречался со своими избирателями, рассказывал, что выполнено и какие проекты в работе. Отчет прошел в оригинальной форме. Как человек творческий (но при этом крайне сфокусированный), Юрий Коренев обо всем важном и греющем душу — спел!
— Как вообще родилась идея отчитаться перед жителями о проделанной за пять лет работе с помощью песни?
— Я люблю встречаться с людьми. И не просто ради одностороннего отчета. Мне важно ответить на вопросы, получить отклик, оценку работы, предложения. Очевидно, что сухие цифры и скучное перечисление объектов мало кому интересно, согласитесь? Тем более, что мне есть что показать «вживую». Потому мы с помощниками собрали видеоряд из фотографий, иллюстрирующих, что мы делаем для детей, для взрослых, для иркутян старшего поколения. И к ролику у нас родилась песня на узнаваемую, близкую музыку Бориса Мокроусова. Я ее исполнил. В оригинале поется о Заречной улице, а ведь у каждого из нас есть свой, дорогой сердцу адрес. И мы прошлись в пятиминутном ролике по этим родным улочкам, посмотрели, как они преобразились. Такое, знаете, сразу очень теплое настроение чувствовалось в залах, где мы с жителями собирались. Состоялось семь отчетных встреч на площадках наших школ. И каждый, кто пришел, увидел, услышал, что нам всем вместе удалось сделать и какие планы еще впереди. Часть отчетных встреч с избирателями старшего возраста совпали с поздравлениями их с Днем защитника Отечества и Международным женским днем, поэтому мероприятия украсили номера детских творческих коллективов, выступления хоров ветеранов.
— Медик по образованию, кандидат наук, вы в то же время известны иркутянам как автор интересных книг, член Союза писателей, а также инициатор ежегодных певческих фестивалей, битвы хоров и других ярких событий.
— Я окончил музыкальную школу по классу фортепьяно и до сих пор увлечен музыкой. Наши инициативы дают людям возможность проявить себя в творчестве или наслаждаться достижениями других. У каждого из нас в детстве были мечты, которые отдалялись от их реализации с возрастом: надо было учиться, потом работать, воспитывать детей. И когда люди уходят на пенсию, у многих остается чувство не полной реализованности себя. У них еще есть достаточно сил, много свободного времени, а заняться нечем. Потому мы обязательно регулярно организуем у нас на округе различные конкурсы, проводим яркие и веселые праздники, привлекаем жителей, малышей и взрослых, которые поют, танцуют, показывают интересные номера. На наших мероприятиях люди знакомятся, находят единомышленников и дружат потом. Бывали у нас на конкурсе «А ну-ка, бабушки!», на Масленице или новогодних елках? Это же грандиозно! Всегда собирается много людей.
— Подумалось: ведь, чтобы душа пела, соответствующее настроение нужно, вдохновляющая обстановка вокруг, площадки для репетиций, выступлений…
— К слову об атмосфере вокруг, на округе. Когда я только в первый раз избрался депутатом, то у нашего округа была репутация «мертвого города». Он простирался на весь правый берег Ушаковки, включая предместья Рабочее, Марата, микрорайоны Топкинский, Лесной, Искра — до 2004 года избиралось всего 15 городских депутатов. По этим территориям в прямом смысле страшно было ходить: темень, убитые дороги, стихийные свалки, высокая преступность… Иркутским окраинам катастрофически не хватало внимания и финансирования.
Депутат, как вы понимаете, должен быть рупором жителей. Его задача — доносить до руководства города проблемы и потребности своего округа. Для убедительности своих аргументов, я предложил тогдашнему главе города пройтись вместе со мной поздним вечером по улицам у нас в предместье Радищева. Чтобы убедиться, что так невозможно жить, нужно что-то менять, ставить освещение, выделять деньги на обустройство дорог и дворов не только для центра города, искать решения для строительства социальных объектов. Это стало моей главной задачей.
И, когда я сравниваю «было-стало», то горжусь результатом. Да, до идеала еще работать и работать, но посмотрите на то же Радищева. Раньше оно было погружено в темноту, а сегодня всё светится, многие улицы заасфальтированы, появились детские городки, спортплощадки, скверы. Активно идет обустройство и в Топкинском, в Марата. При том, что частный сектор — всегда непростая для обновления территория из-за отсутствия свободных земельных участков.
— Говоря о частном секторе, о предместьях, нельзя не коснуться проблемы безнадзорных животных. Впрочем, она актуальна, наверное, для любого района Иркутска. Позицию по этому вопросу вы неоднократно заявляли и настойчиво продолжаете ее отстаивать. Коллеги-депутаты, насколько мы знаем, поддерживают? Что дальше?
— Вы правы. Депутатам, и мне в том числе, постоянно поступают обращения от жителей с рассказами о стаях собак вблизи жилых домов, детских учреждений, приходят сигналы о нападениях на людей. Считаю необходимым срочно принять закон Иркутской области, регулирующий вопросы обращения с животными, как без владельцев, так и с владельцами.
Я настаиваю, чтобы бродячих собак отлавливали и не отпускали обратно, как это делается сейчас. Существующая практика не самая лучшая, жители не понимают, почему на отлов бездомных животных тратится много денег, а количество их только растет. А происходит так потому, что действующий федеральный закон 498 обязывает через двадцать дней после отлова животных снова отпускать в местах, где их поймали. Плюс к этому подрядчики недобросовестно исполняют контракты, многие видели, как «стерилизованные» животные беременеют. Депутаты Думы города Иркутска уже дважды обращались в адрес губернатора, депутатов Законодательного Собрания региона, депутатов Государственной Думы, избранных от Иркутской области с просьбой внести изменения в федеральный закон №498 и добиться передачи полномочия по распоряжению бездомными животными регионам. Наше мнение поддерживали многие регионы. И все получилось! Теперь эти полномочия (с июля прошлого года) в руках у субъектов и некоторые из них, такие как Бурятия, республика Алтай, Магаданская область и другие, таким правом уже воспользовались, приняли региональные законы. В Иркутской области принятие областного закона затягивается, а проблема только усугубляется. Поэтому мы, депутаты Думы города Иркутска дважды выходили с обращением в адрес Законодательного собрания ускорить разработку закона и сами внесли предложения, каким, на наш взгляд, должен быть закон.
Депутаты Думы Иркутска единогласно проголосовали за безвозвратный отлов животных! Мы предлагаем содержать их в питомниках полгода, хотя есть предложения содержать их не более месяца. В настоящее время это обсуждается на рабочей группе при правительстве Иркутской области, куда входят депутаты Законодательного собрания, представители Ассоциации муниципальных образований, служба ветеринарии Иркутской области, различные эксперты. К сожалению, депутатов Думы Иркутска совместно с представителями городской администрации пригласили участвовать в работе группы только две недели назад. Мы считаем, что необходимо время, чтобы зоозащитники могли найти питомцам новых владельцев, взять каких-то животных себе или пристроить их куда-то на службу. Часть животных, которые ветеринары признают агрессивными или обнаружат у них опасные болезни, подвергнутся эвтаназии. Для оставшихся животных возможны два сценария: усыпление или пожизненное содержание с финансированием за счет заинтересованных лиц. Но в любом случае, я уверен, это позволит радикально уменьшить численность животных без владельцев на улицах Иркутска, и они перестанут нападать на людей.
В законе необходимо закрепить такие моменты, как всеобщая обязательная регистрация животных с чипированием и ответственность владельцев за нежелание их регистрировать, а также допустивших свободный выгул своих животных в общественных местах. Предусмотреть для владельцев животных возможность их бесплатной стерилизации.
Все мы хотим жить в красивом, комфортном и безопасном городе. И интересы жителей, несомненно, на первом месте. Когда на весах выбор — жизнь ребенка или агрессивной собаки, вы на чьей стороне?..
— Без комментариев. Вернемся к темам более приятным. В прошлом году, к радости жителей Топкинского, в микрорайоне появился свой фонтан. Его делали за счет ресурсов федерального проекта «Формирование комфортной городской среды»?
— Да, Иркутск продолжает обустраивать общественные пространства по этому федеральному проекту. В Топкинском в 2022 году в рамках данной программы построили экологичную бревенчатую детскую площадку, в 2023-м создали уютный сквер и установили так называемый сухой фонтан. Он без чаши, струи бьют из-под земли, вечером всё красиво подсвечивается. Наверняка вы видели такой фонтан на Карла Маркса. Теперь второй в Иркутске — у нас, в Топкинском. Повод для радости и даже для гордости. А ведь роль жителей всего нашего округа в этом проекте огромная. Это они на онлайн-платформе голосовали за благоустройство на данной территории, и мы получили финансирование.
— Вы всё время напоминаете горожанам, своим избирателям: «Вместе — мы сила!» Получается ли сплотить их вокруг нужных округу проектов?
— Конечно! Когда впервые меня избрали депутатом и я «выбил» деньги на благоустройство дворов в микрорайоне Топкинский, я с трудом нашел куда их применить. От жителей не поступило ни одного обращения. Они даже не знали, что это надо делать, думали, что кто-то решает за них. Я позвонил директору школы, председателю первичной организации ветеранов и спросил, что на их взгляд надо было бы сделать в первую очередь. Они были удивлены, что кто-то хочет узнать их мнение. Мне пришлось самому обойти микрорайон и принять решение — тогда мы заасфальтировали площадку возле школы №50. С тех пор многое изменилось: число обращений в мой адрес зашкаливает. Мы вместе с активистами, ТОСами, ветеранами определяем приоритеты, формируем планы и затем совместно с ними контролируем объемы и качество работ. Вместе можно быстрее и эффективнее добиться решения проблем.
Сейчас существует несколько механизмов финансовой поддержки инициатив жителей. Так, например, хочу поблагодарить всех, кто не остался в стороне и предложил свои идеи на конкурс инициативных проектов из бюджета Иркутской области.
Сертификаты на софинансирование их проектов вручили жителям нашего 21 округа: на эти деньги в этом году на ул. Первомайская построят новый спортивный комплекс и сквер для отдыха, детский сад №156 получит новую спортплощадку, а школа искусств №9 приобретет новые музыкальные инструменты.
А торжественное награждение победителей конкурса инициативных проектов проходило в начале этого года в восстановленном здании культурно-досугового центра «Марат».
— «Марат», бывший кинотеатр, — знаковое место для многих иркутян, тем более для жителей правобережья Ушаковки. Когда здание пришло в упадок, на всей этой большой территории, по сути, не осталось ни одного культурного объекта. Вы боролись за возрождение «Марата». Правда, теперь у него новое предназначение. Так нужнее?
— Историческое здание кинотеатра «Марат» было закрыто более 20 лет назад и разрушалось. Конечно, это было больно наблюдать, особенно тем, кто вырос вместе с ним, и он был не только кинотеатром для них, но и местом общения, знакомств, развлечений и отдыха. Как вы правильно отметили — он был единственным учреждением культуры на огромной территории правобережья Ушаковки. Практически сразу же после избрания депутатом я по просьбе жителей начал добиваться его ремонта. На это ушло более 15 лет. Сменилось несколько мэров и других чиновников, прежде чем удалось объединить усилия городской и областной властей и решить проблему восстановления здания, дать ему вторую жизнь. Теперь там разместился культурно-досуговый центр. Сейчас у многих из нас есть домашние кинотеатры, многоканальные телевизоры и восстановить работу просто кинотеатра стало неактуальным.
В восстановленном здании расположились библиотека, краеведческий отдел, выставочное пространство, музыкальные, танцевальный и актовый залы, кабинеты для творческих кружков по интересам.
Хочу обратить ваше внимание, что в читальном зале библиотеки широко представлены книги иркутских писателей с автографами авторов. Здесь самое большое книгохранилищем краеведческой литературы.
Ничуть не сомневаюсь, что культурно-досуговый центр «Марат» станет точкой притяжения для жителей Куйбышевского района. Ориентирован он на взрослую аудиторию. Хорошо, что и для старшего поколения появляются такие места, где можно реализовать свою мечту.
— А как продвигаются планы по школе искусств в Топкинском? Она ведь сегодня делит здание с детским садом. Очень некомфортное, сковывающее соседство.
— Так и есть. Школа искусств №9 соседствует в одном здании с детским садом «Сказка». И оба учреждения терпят неудобства. Если бы школа переехала в другое помещение, в садике прибавилось бы 110 мест. А школа искусств смогла бы себя реализовать в большем объеме. Школа славится своими педагогами и талантливыми учениками. Среди них немало лауреатов престижных областных, общероссийских и международных конкурсов. Кстати, более 10 лет назад для талантливых учеников мы учредили стипендию депутата, которая ежегодна выплачивается по трём номинациям.
В этом году выполнен проект межевания земельного участка под строительство здания для школы искусств в Топкинском. Запланированы в городском бюджете деньги на проектирование школы.
— Вы говорили, что на территории правого берега Ушаковки нет ни одного спортивного учреждения. Есть надежда, что они появятся?
— Сейчас у нас проектируются сразу два физкультурно-оздоровительных комплекса, в Топкинском и в Радищева, где будет бассейн. По опыту скажу, часто проекты «провисают» из-за ненадежных проектных организаций. Так уж устроена тендерная система, что не всегда побеждает лучший подрядчик, часто тот, кто сильно снижает цену, а потом не может справиться с задачей. И, как правило, победители базируются далеко от Иркутска, что затрудняет контроль. Поэтому сейчас я постоянно участвую в селекторных совещаниях с проектными организациями. Это им не дает возможности расслабиться.
— Оценивая обстановку на округе, можно резюмировать: немало сделано, а предстоит еще больше. Намерены продолжить работу в следующем созыве Думы города Иркутска?
— Я привык дела доводить до конца. Не могу подвести своих избирателей. Необходимо доработать проекты и потом добиваться финансирования строительства, держать на контроле ход работ. Так, что есть чем еще заняться.
Одной из важных задач, которую необходимо решить — это строительство Маратовской развязки. Этим вопросом я занимаюсь уже почти двадцать лет. Уже разрабатывался проект, но он не прошел экспертизу, и был, с моей точки зрения, необоснованно дорогостоящим. В феврале этого года по моей инициативе в очередной раз рассматривали данный вопрос на депутатских слушаниях, и депутаты поддержали мое предложение — при уточнении бюджета в апреле запланировать деньги на проектирование Маратовской развязки. Так что, как говорят, капля по капле вода и камень точит!
Я заявился на участие в предварительном голосовании «Единой России», по итогам которого партия определится с кандидатами в депутаты городской Думы следующего созыва. Как вы знаете, выборы пройдут в единый день голосования в сентябре 2024 года. Жители решат, достоин ли я дальше представлять их интересы. От себя скажу — искреннее люблю свой округ. Это непростая, но интересная и, считаю, перспективная территория.
— Особенно если учитывать, масштабные планы Иркутска в отношении Правобережья. Как оцениваете перспективы реализации концепции нового предместья Знаменское? Что думаете о приоритетах градостроительной политики мэрии? Действительно ли реально выстроить инфраструктуру так, что каждый район города будет самодостаточным?
— Уже само по себе постепенное движение к этой цели будет повышать уровень комфорта всех городских территорий. И новая стратегия социально-экономического развития города Иркутска, которая появилась по инициативе депутатского корпуса и при нашем активном участии прорабатывалась, выдержана в том же ключе. Всё правильно: надо не только центральную часть города облагораживать. Не случайно же в Иркутске появился такой инструмент как депутатский фонд. Он еще раз подтверждает: каждый округ равно важен, и потому ежегодно каждый депутат, опираясь на мнение жителей, напрямую распределяет определенную сумму из средств городского бюджета на нужды территории, от которой избирался.
Что касается предместья Знаменское, то проект это масштабный, на долгую перспективу. Там планируется снести ветхие и аварийные дома и на их месте построить около 1 млн кв метров жилья. Так же будут построены новые мосты через реку Ушаковка, Маратовская развязка, которая по генеральному плану станет началом нового моста через Ангару. И хотя сейчас концепция напрямую не затрагивает мой округ, но, думаю, она и для Радищева станет драйвером развития. Город и его пригороды — это единый организм. И любые большие стратегические планы это должны учитывать.
Вы видите, как стремительно расстраиваются пригороды? Так, что предположу, нынешняя стратегия развития Иркутска — это база, но нам нужно будет регулярно ее актуализировать в соответствии с фактической динамикой потребностей. Нет сомнений, что жители, например, Марковского муниципального образования используют инфраструктуру Иркутска, и ее, по-хорошему, есть смысл проектировать и строить сразу с расчетом и на этих людей, которые будут устраивать детей в иркутские школы, посещать городские поликлиники. Сложность в том, как, в связи с этим, для соответствующего финансирования правомерно обосновать необходимые объекты и их масштаб, ведь нас разделяют границы. Есть над чем подумать.
— Надо сказать, Иркутск сегодня уверенно берется за сложные задачи и масштабные проекты. Научились неплохо обосновывать и входить в федеральные программы, привлекать серьёзные субсидии…
— Согласен. С приходом нового мэра Руслана Болотова работа строится очень конструктивно. Долгие годы развитию областного центра мешали антагонистические противоречия между областной и городской властью, а также противостояние мэрии и Думы Иркутска. Сейчас получается общаться, договариваться, обсуждать и принимать решения. Поэтому существенную долю бюджета Иркутска составляют различные субсидии, субвенции, то есть поддержка из областного и федерального бюджета. В итоге возможности города сейчас измеряются 40 млрд рублей. В два раза больше, чем пять лет назад, и почти в десять раз больше по сравнению с годом, когда я стал депутатом.
Хороший результат? По-моему, отличный. Но всегда есть к чему стремиться.