Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество № 16(913) 24 апреля - 3 мая 2024 13+

Россия и Беларусь создадут «Освей»

, 17:49 , Обозреватель отдела Промышленность

Россия и Беларусь создадут «Освей»
Встреча премьер-министра РФ М. Мишустина и премьер-министра Белоруссии Р. Головченко. Фото А. Астафьев/POOL/ТАСС

15 апреля по итогам переговоров премьер-министров России и Белоруссии Михаила Мишустина и Романа Головченко было заключено межправительственное соглашение о разработке и организации производства двухдвигательного лёгкого многоцелевого самолёта «Освей» – сообщает ТАСС. Документ скрепили подписями вице-премьер – министр промышленности и торговли Денис Мантуров и заместитель премьер-министра Белоруссии Пётр Пархомчик. Как будет устроена кооперация между российскими и белорусскими производителями, увидим совсем скоро, а вот каким образом американский концерн «Боинг» устроил себе головную боль и публичную порку, тоже стоит рассказать.


Лайнер мечты?

Для начала немного об эталонной для наших «западников», поклонников глобализма и международной кооперации американской аэрокосмической корпорации «Боинг» (Boeing). На слушаниях в сенате США инженер по качеству американской авиастроительной корпорации Сэм Салехпур заявил, что необходимо устранить зазоры между секциями фюзеляжа «Боинг-787» Dreamliner. Он утверждает, что сотрудники завода прыгают на частях самолёта, подгоняя их друг к другу при сборке. Газета Guardian цитирует Сэма Салехпура: «Я искренне верю, что если проблемы с безопасностью, которые я наблюдал в Boeing, не будут решены, то может произойти катастрофическая поломка коммерческого самолёта, которая приведёт к потере сотен жизней». Отмечается, что когда проработавший более десяти лет в Boeing Салехпур выявил проблему, его перевели на другой участок. По его словам, эта проблема касается более тысячи самолётов «Боинг-787», которые на данный момент эксплуатируются в авиакомпаниях. И свою семью самолётом этого типа он в полёт бы не отправил. В интервью телеканалу CNN он признался, что, после того как раскрыл эту информацию, ему стали угрожать физической расправой.

Dreamliner – «Лайнер мечты» не в первый раз оказывается в центре скандалов. Для начала он очень долго разрабатывался – с конца 90-х. Первый полёт – в 2009‑м, на коммерческих рейсах – с 2011 года. В том же году «Боинг-787» отметился на аэрокосмическом салоне МАКС. Самолёт и в самом деле красивый, в удлинённой версии берёт на борт до 330 пассажиров. В планере самолёта используется рекордное количество композиционных материалов, фюзеляж и крыло, само собой, из композитов. Плюс революционная электронная начинка, передовые литий-ионные аккумуляторы. И уже через год после начала эксплуатации регулирующие органы, Федеральное управление гражданской авиации США и Европейское агентство авиационной безопасности приостановили полёты «Боинг-787» из-за двух возгораний аккумуляторов у японских перевозчиков, потом стали выявлять трещины в крыльевых топливных баках - композитное крыло большого удлинения в полёте сильно изгибается. Знакомые авиаконструкторы стали поговаривать, что американцы впихнули в самолёт слишком много инноваций, дескать, отсюда и проблемы.

Но всё оказалось значительно проще – самолёт делали «всем миром». Например, треть комплектующих лайнера делаются в Японии. Производители по привычке начали распылять заказы по сотням и тысячам субподрядчиков и поставщиков. В итоге партнёры подвели уже на первом этапе, чем и объясняются срывы сроков выхода на испытания, сертификацию и серийное производство. Потом выяснилось, что некоторые элементы конструкции на этапе финальной сборки самолёта между собой попросту не стыкуются. Тут чуть-чуть, там немножко... У одних – привычка к метрической системе, сантиметрам и миллиметрам, другие всё считают в футах и дюймах. К слову, когда ОКБ А.Н. Туполева по заданию Сталина копировали Б-29 «Суперкрепость», чтобы в итоге получить первый советский стратегический носитель ядерной бомбы Ту-4, величайшей сложностью было перевести размеры абсолютно всех деталей самолёта в метрическую систему.

Про проблемы нестыковки деталей обшивки стало известно более десяти лет назад. Но оказалось, что её на «Боинге» не решили по сей день, если верить Сэму Салехпуру. Так, 5 января во время полёта оторвалась дверная панель недавно построенного «Боинг-737 Max 9» авиакомпании Alaska Airlines. То есть «нестыковочки» есть и на других самолётах концерна. Собственно руководство авиастроительного гиганта убеждает общественность в безопасности своих авиалайнеров.

Российско-белорусский «Освей»

Полное название самолёта – ЛМС-192 «Освей». Назван в честь второго по величине озера Белоруссии, продолжая традицию «Байкала» и «Ладоги». «Стороны разработают и запустят в серийное производство многоцелевой двухдвигательный турбовинтовой самолёт, способный перевозить до 19 пассажиров и выполнять широкий спектр авиационных работ, в том числе в отдалённых и труднодоступных районах. Новое воздушное судно будет сертифицировано по гражданским нормам лётной годности и сможет работать в простых и сложных метеоусловиях», – сообщил Минпромторг.

За реализацию опытно-конструкторской работы будут отвечать Уральский завод гражданской авиации (и будет владельцем сертификата типа на самолёт) и белорусский 558-й авиационный ремонтный завод (будет владеть лицензией на серийное производство с правом внесения изменений). Первые 19-местные турбовинтовые самолёты ЛМС-192 «Освей» должны быть выпущены в 2026 г., а к 2030 г. планируется построить от 85 до 100 воздушных судов. 558-й Авиаремзавод будет осуществлять окончательную сборку самолёта, для этого в Барановичах необходимо построить 20 тыс. кв. метров дополнительных производственных площадей. Также к производству комплектующих будет привлечён 407-й Минский завод гражданской авиации.

Самолёт будет с неубирающимся шасси. Основной приоритет – ограничение стоимости лётного часа и снижение себестоимости воздушного судна.

В качестве силовой установки закладывается турбовинтовой двигатель ВК-800, бортовое оборудование – комплекс, разработанный КРЭТ в 2019 году.

Надо отметить, что этот самолёт идёт на замену L-410 чешской разработки, производство которого планировали локализовать на Уральском заводе гражданской авиации (УЗГА). Но санкции полностью реализовать планы не дали, к тому же двигатель на самолёте был американский – «Дженерал Электрик GE H80-200». Сейчас на УЗГА дорабатывают многострадальный и давно крайне нужный нашей авиации турбовинтовой двигатель ВК-800. Создатели двигателя, фирма «Климов» из Санкт-Петербурга, довести его до серийного выпуска не смогли, может быть, у уральских двигателистов всё получится? Всё же первый показ этой силовой установки для вертолётов и самолётов состоялся на выставке «Двигатель-1998» в Москве на ВДНХ. Без него не полетит и однодвигательный «Байкал», он призван заменить Ан-2, «Освей». По последним данным, ВК-800С будет готов к 2025 году.

Богуслаев – отбирают последнее

Высший антикоррупционный суд (ВАКС) Украины разрешил применить в отношении экс-главы компании «Мотор Сич» Вячеслава Богуслаева, обвиняемого в коллаборационизме и содействии России, статью закона о санкциях, которая позволяет конфисковать его имущество и активы, заявила глава департамента санкционной политики минюста Украины Инна Богатых. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на агентство «Укринформ».

Ранее минюст сообщал о запуске процедуры конфискации активов Богуслаева и Петра Кононенко. По утверждению ведомства, Кононенко является бизнес-партнёром Богуслаева. Укринформ называет его бывшим топ-менеджером компании «Мотор Сич». В иске минюста было указано более 30 единиц недвижимости, а также корпоративные права более чем на 10 юрлиц.

В 2022 г. Вячеслав Богуслаев, легендарный двигателестроитель и организатор самого эффективного производства на территории бывшего СССР, был арестован по подозрению в коллаборационной деятельности и пособничестве России как государству-агрессору. Согласно данным СБУ, он с начальником департамента внешнеэкономической деятельности Олегом Дзюбой занимался незаконной поставкой оптовых партий украинских авиадвигателей для вертолётов России (Ми-8АМТШ-ВН «Сапсан», КА-52 «Аллигатор», Ми-28Н «Ночной охотник»). В 2023 г. лишён звания Героя Украины и всех государственных наград.

То, что Богуслаев работал в теснейшей кооперации с российскими предприятиями и конструкторскими коллективами, – не секрет. На всех форумах он подчёркивал, что в двигателях «Мотор Сич» огромная доля российских материалов и комплектующих, многие двигатели или их элементы спроектированы в российских КБ и переданы на «Мотор Сич» ещё в советское время для серийного производства. И после развала СССР Богуслаев не стал рвать кооперацию с российскими партнёрами, наоборот, постоянно предлагал всё новые и новые совместные проекты. И то, что сегодня делает киевская власть с заслуженным 85-летним специалистом, который сохранил и приумножил для Украины высокотехнологичное производство мирового уровня, – подлая тупость.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram