13 февраля 1934 года в Чукотском море сильно сжало льдами пароход «Челюскин», и через два часа он затонул… Все члены экипажа парохода и пассажиры успели выгрузиться на льдину… всего 104 человека.
Именно с этого момента началась легендарная «челюскинская эпопея»! И именно по результатам этой эпопеи появилось высокое звание – «Герой Советского Союза».
Так уж получилось, что плеяду Первых Героев возглавили полярники.
В 30-е годы XX столетия это была, пожалуй, самая «героическая» часть нашего общества.
Так зачем вообще в Арктике оказался пароход «Челюскин», который не предназначен для прохождения по полярным льдам, для чего были отправлены люди в такой великий поход – из Ленинграда во Владивосток?
Добиться навигации по северным морям России из Мурмана в Тихий океан было главной жизненной задачей еще Ломоносова. Он мечтал завершить дело Петра Великого и из своей родины Холмогор достичь Амура, Японии и Китая. Без Северного морского пути - нет северного завоза, нет богатейшего в мире шельфа, нет маневра двумя океанскими флотами — Северным флотом на Атлантике и Тихоокеанским, и нет вывоза нефти мимо Печоры и газа мимо Ямала в устье Оби и никеля из Енисея, словом - нет без СевМорПути полноценной жизни державы. Богатства российского шельфа меняют все акценты в мировых ресурсах и стратегии на планете! Россия остается держателем мировых богатств, прилегающих к областям Северного морского пути.
Еще Семенов Тян-Шанский сказал, что Россия владеет не только большей частью мировой Арктики, но она и единственная из северных стран, чьи великие реки впадают в Северный океан, что коренным образом меняет роль России в Северном полушарии и в своем национально-государственном самосознании.
Итак, вернемся к самой «челюскинской эпопее».
Зачем пароход «Челюскин» отправился в этот рисковый поход?
В 1933 году, вновь организованное Главное Управление Северного морского пути, решило повторить сквозное плавание от Мурманска до пролива Дежнева (годом раньше этот маршрут преодолел ледокольный пароход «Сибиряков»). На этот раз выбор пал на обычный грузовой пароход «Челюскин», только что построенный на верфи в Дании. Советское правительство планировало заказать партию таких судов для арктических перевозок и надо было проверить первый образец в деле. Фактически выполнив задание и миновав пролив Дежнева, «Челюскин» не смог освободиться из ледового плена, был вынесен обратно в Чукотское море где и затонул 13 февраля…, при этом погиб только один член экипажа – Могилевич. Всего на льдине оказалось 104 человека, включая 10 женщин и двух маленьких девочек, одна из них – Карина Васильева – родилась на пароходе 31 августа 1933 года! Она сегодня живет в Санкт-Петербурге!
Итак, экипаж и пассажиры «Челюскина» сумели организованно выгрузить все ценное на лед и стали сооружать на дрейфующих льдах временный лагерь во главе с Начальником экспедиции О.Ю. Шмидтом. «Челюскинцы» стали дожидаться помощи, но не вели себя пассивно: они строили аэродромы, сохраняли дисциплину и веру в победу, выпускали стенгазету – «Не сдадимся!». Отто Шмидт читал лекции «челюскинцам», проводились партсобрания, занимались спортом.
Первым 5 марта в «лагерь Шмидта» прилетел летчик А.В. Ляпидевский на АНТ-4 (ТБ-1), совершивший до этого 28 неудачных попыток! Экипаж Ляпидевского примерно представлял, где нужно было искать лагерь «челюскинцев», но все это были предположения и искать пришлось все же «вслепую». Но на 29 попытку он нашел лагерь! Ляпидевский сумел забрать и вывезти в Уэлен десять женщин и двух детей. «Успех тов. Ляпидевского тем значительнее, что стоит почти 40-градусный мороз!» — так описывался первый успешный визит к лагерю челюскинцев в отправленной ими в Москву радиограмме. Автор этой радиограммы легендарный радист экспедиции, получивший позывной парохода «Челюскин» (RAEM) – Эрнст Кренкель.
При попытке заново прилететь к «челюскинцам» Ляпидевский потерпел аварию, и долгое время ремонтировал свой самолет. Более прилететь к ним у него уже не было шансов. Тем более погода резко испортилась…
И, тем не менее, Ляпидевский со своим экипажем сумел противостоять не только всем опасностям и трудностям поиска, но и целой армаде западных недругов страны, показав всему миру на что способны советские люди, если Родина скажет «надо!». Это не высокие слова, — так воспитывалось все общество, чувство долга перед страной и обществом ставилось на первое место, о себе думали во вторую очередь.
И вот, после месячного перерыва к штабу спасательных работ в Ванкарем подтянулись экипажи трех авиагрупп: из Хабаровска прилетели М.В. Водопьянов и И.В. Доронин, с Камчатки – Н.П. Каманин и В.С. Молоков, с Аляски – М.Т. Слепнев. За период с 7 по 12 апреля они выполнили два десятка рейсов в ледовый лагерь и вывезли всех «челюскинцев». Маврикий Слепнев, кроме того, доставил на Аляску заболевшего О.Ю. Шмидта. А летчик С.А. Леваневский доставил доктора к заболевшему заместителю Начальника экспедиции А. Боброву.
Именно эти семеро летчиков и стали Первыми Героями Советского Союза, а впоследствии в 1939 году и первыми кавалерами Золотых Звезд Героев!
Общий финал всей эпопеи подчеркивали не только отечественные газеты, но и зарубежная печать. «Было выполнено то, что вообще считалось невозможным для тяжелого самолета, и своего ошеломления этим подвигом не могла скрыть даже буржуазная печать всего мира!» — свидетельствовал «Вестник воздушного флота».
Это был закономерный финал эпопеи — величайший триумф советского народа, поскольку только наши люди и верили в успех, они верили, что найдутся свои национальные Герои (ведь был же опыт по спасению экспедиции под руководством Нобиле). И это был настоящий подвиг — подвиг настоящих Героев страны! Наверное, это символично, что звание Героя Советского Союза родилось не на фронтах войны, а в мирной жизни, когда проявить героизм намного сложнее — нет явных противников, никто не угрожает стране и дому, семье, но есть один общий враг — беда, которую необходимо было, кому-то преодолеть и сохранить честь всего советского общества. И свершилось то, чего практически никто не ожидал от страны — она явила всему миру случай беспрецедентного героизма, и именно это и послужило причиной учреждения нового — особого звания «Герой Советского Союза». Но в обществе закрепилось такое восприятие финала этой эпопеи – «Герои спасали героев»! И это справедливый вывод!
А плавание «Челюскина» все же подтвердило основные выводы, сделанные на основании похода «Сибирякова», о возможности регулярной эксплуатации арктической трассы.
Для того, чтобы наше общество больше знало о легендарной «челюскинской эпопее» в 2023 году в Москве был организован Общественный Комитет «Челюскинцы», в который вошли потомки героев-челюскинцев и общественники – представители организаций и историки освоения Арктики.
В 2022 году потомки «героев-челюскинцев» обратились с письмом к Президенту России В.В. Путину «о создании памятного монумента героям «челюскинской эпопеи» в городе Москве. Отрадно, что Президент России услышал потомков и было принято решение о создании памятника, который будет установлен в Санкт-Петербурге, где раньше существовал «Парк челюскинцев» в 30-е годы ХХ века. Созданием памятника занимается «Российское историческое общество» во главе с С.Е. Нарышкиным.
Также по инициативе Комитета «Челюскинцы» в рамках проекта «Аллея Российской Славы» созданы бюсты всем первым Героям Советского Союза - Ляпидевскому, Каманину, Молокову, Леваневскому, Слепневу, Водопьянову и Доронину.
По инициативе Героя России В.А. Шаманова (депутата Государственной Думы ФС РФ) – бюсты героям предложено установить на территории Поклонной горы у «Музея Победы», заложив «Аллею героев-челюскинцев». Стоит упомянуть и о том, что впервые в истории создан бюст и самому легендарному полярному мореплавателю, открывшему самую северную точку континентальной Евразии - Семену Челюскину, имя которого носит мыс и тот самый пароход. №9, 10, 11,12
Осенью 2023 года потомков «героев-челюскинцев» пригласили на съёмочную площадку в г. Долгопрудный, где идут съемки многосерийного художественного фильма «Челюскин. Первые», посвященный истории «челюскинской эпопеи».
Данный сериал производства кинокомпании Art Pictures Vision по заказу «НМГ Студии» (Шоураннер - Фёдор Бондарчук). Потомки были впечатлены увиденным, особенно макетами самолетов и огромным экраном, на котором можно было проецировать любой арктический пейзаж. Удивил и очень тщательный подход ко всем деталям одежды и максимального сходства предметов 30-х годов и, особенно, потрясли макеты самолетов.
Первую серию обещают презентовать осенью 2024 года.
Потомки первых героев Советского Союза пропагандируют подвиг своих дедов и прадедов проводя «уроки мужества» в школах и институтах, выезжая в регионы, проводят фото-выставки по теме «челюскинской эпопее», проводят телемосты с регионами, инициируют установку памятников «героем-челюскинцам», дают интервью телеканалам и на радио. Делают, что могут в современных условиях. И даже больше.
Комитет «Челюскинцы» написал в 2024 году письма в 20 регионов России к губернаторам о возможности проведения торжественных мероприятий в регионах, посвященных 90-летию со дня учреждения звания Герой Советского Союза. Ни один из регионов не откликнулся на обращение потомков… Комментариев тут нет…