Зоотерапия – один из хитов современной психотерапевтической помощи, которую стараются внедрять у себя крупные медицинские центры и даже государственные больницы. Статистики толком нет, как нет и чёткого понимания механизмов метода. Практикующие психологи разводят руками: почему-то игры пациентов с животными зачастую помогают лучше, чем сам изощрённый многолетний психоанализ.
Животный подход
В 2018 г. канистерапевт («канис» по-латыни «собака») из Иваново Александра Шалаева с рыжей дворняжкой Лайдой начали на безвозмездной основе помогать детям с ограниченными возможностями. Методу канистерапии более двухсот лет: в 1796 г. сердобольные благотворители из Йоркшира решили по-христиански подойти к душевнобольным, которых в то время «лечили» разрядами тока, смирительными рубашками и примитивными транквилизаторами. Толку выходило намного меньше, чем если дать поработать с пациентами специально обученным собачкам, которые дают с собой поиграть, побеседовать и даже жить в одной комнате. Сам факт наличия рядом существа, которое не делает им ничего плохого, положительно влиял на больных – у многих снизились агрессия и частота приступов.
В Иваново до Александры детей с помощью собак никогда не лечили. Впрочем, лечение ли это? На занятиях по канистерапии малыши читают собакам сказки, тренируясь не бояться и не стесняться. Для кого-то это профанация, но пятилетняя девочка с ДЦП, которая практически не двигалась, начала поворачиваться к собаке, когда Лайду укладывали рядом с ней. Лекарствами и физиотерапией того же прогресса добиться не удавалось. И похожих примеров много.
Чудо-собака Лайда попала к кинологу Шалаевой из приюта, когда у самой дворняги была расшатана психика и, похоже, никогда не было хозяина. После дрессировок псина научилась давать лапу, ездить в общественном транспорте, потом участвовала в соревнованиях по аджилити (прохождение полосы препятствий) и с третьей попытки получила сертификат на право работать по программе канистерапии. А для этого собака должна показать чудеса стрессоустойчивости, спокойно реагируя на громкие звуки, дёрганье и весь спектр проблем, которые могут доставить особенные дети.
В том же Иваново детей с поражением опорно-двигательного аппарата лечат при помощи иппотерапии – когда «доктором» вместо собаки выступает лошадь. Это не какая-то экзотика: в ивановской спортшколе №11 бесплатно проходят реабилитацию 20 особенных детей с 6 до 18 лет, а весь курс рассчитан на три года. И снова показать результаты проще, чем с научной точки зрения, без фантазий, объяснить, как это всё работает. Основательница метода датчанка Лиз Хартель была частично парализована после полиомиелита, но после многолетних занятий с лошадью завоевала серебряную медаль по выездке на Олимпиаде в Хельсинки в 1952 году. У ивановских детей тоже наблюдается ощутимый прогресс, и никто не может сказать, что именно больше помогает: собственно верховая езда, улучшающая кровоснабжение и задействующая мышцы, которые мы в обычной жизни почти не используем, или же радость ребёнка, получившего вдруг такого сногсшибательного друга, которого можно кормить, расчёсывать и гладить.
Зоотерапия – обобщающее название терапевтических процедур, при которых используют животных. Сами практикующие уверенно заявляют: если у вас больные печень, почки, вы страдаете от гастрита или колита, то лучше заведите кошку гладкошёрстной породы. При проблемах со сном, раздражительности поможет пушистик. А хорошим лекарем для людей, часто страдающих простудой, станет кошка сиамской породы.
В 1980 г. учёные из университета Мэриленда выяснили, что из 92 пациентов-сердечников дольше прожили те, у кого были домашние животные. Гипертоникам помогало даже наблюдение за аквариумными рыбками. Три года спустя коллеги из Пенсильванского университета представили доказательства, что животные могут немедленно привести человека в состояние расслабления, просто привлекая и удерживая его внимание. Перед ними ведь не нужно выделываться, как люди привыкли вести себя со знакомыми. Никто ведь не пытается произвести впечатление своей гениальностью на кота. Зато с мурзиком можно расслабиться и побыть самим собой.
Всё будет хорошо
Ещё в Древней Греции бога врачевания Асклепия (Эскулапа) изображали в виде змеи или собаки, которая зализывает раны больных. Святые раннего христианства часто изображались в компании с собаками, которые их когда-то вылечили. В трудах Авиценны и Джурджи есть упоминания о целебных свойствах животных, хотя их суть толком не раскрыта.
В 1969 г. детский психиатр из США Борис Левинсон заметил, что даже аутичные дети легко завязывают дружбу с его собакой. За годы наблюдений врач доказал, что опыт общения с животными и уход за ними делают ребёнка более чувствительным к ощущениям и настроениям других, воспитывают терпимость, самообладание и самоконтроль. Идеи Левинсона заинтересовали супругов Корсон, которые внедрили их в психиатрической лечебнице университета штата Огайо. Из 50 замкнутых и необщительных пациентов у 47 наметились улучшения после общения с собаками из госпитального питомника. Один из пожилых пациентов впервые за четверть века произнёс связную фразу.
Россия подключилась ещё в 1990-е. На рубеже веков в клиниках Москвы и Петербурга, практикующих зоотерапию, работало по 10–20 собак-врачей, каждая из которых прошла серьёзное тестирование и обучение. Критерии профпригодности – любовь к детям и способность вытерпеть любую боль, которую может причинить ребёнок с нарушенной координацией. Животное помогает ребёнку почувствовать себя человеком: даже имея ограниченные возможности, мальчик способен играть с собакой и подчинить её себе.
У каждой собаки свой лечебный профиль. Например, карликовые пинчеры неплохо помогают улучшить координацию движений. Если у ребёнка нарушена моторика рук, ему прописывают гладить кокер-спаниеля. Среднеазиатские и немецкие овчарки учат пациентов ходить.
– Основная цель занятий по зоотерапии – расшевелить эмоциональную сферу детей-инвалидов, – объясняет один из теоретиков метода Андрей Грачёв. – Такое лечение не требует больших материальных затрат. Помещение для животных, питание и специалиста, который бы за ними ухаживал, может позволить себе любой детский сад. Зоотерапевтическое занятие обычно длится 30–40 минут. Группа детей должна быть однородной по уровню интеллектуального развития и по степени нарушений психического развития. Число детей не должно превышать 10–12.
Животных, как правило, располагают на столе, а детей рассаживают на расстоянии 3–5 метров, желательно в один ряд. В сеансе могут принимать участие сова, уж, обезьяна, попугай, лиса, собака, лягушка – но не больше 8–9 животных в каждом занятии.
Пока лектор рассказывает об орлах, кошках, зайцах, дети могут наблюдать их с расстояния в несколько метров. Обнаруживается, что сова может повернуть голову на 180 градусов, что у змеи нет ресничек, а у ящерицы есть. Педагоги считают самым важным, чтобы дети учились адекватно реагировать на поведение животного: старались его успокоить, если оно повело себя испуганно, ласково с ним заговаривали, улыбались.
По данным социологического опроса, из 500 подростков, проживающих в неблагополучных семьях, исправительных заведениях или психиатрических лечебницах, 91% считали своим лучшим другом какое-нибудь животное – собаку, кошку, лошадь, птицу, а иногда даже крысу, змею или черепаху. Один из главных принципов зоотерапии гласит: нельзя говорить ребёнку «Мы тебя будем лечить». Ведь лечение, как считают дети, связано с неприятными процедурами, болью. Ребёнку просто разрешают свободно общаться с собакой – кормить её вычёсывать, выгуливать. Расчёсывание шерсти развивает крупную и мелкую моторику, а дрессировка – речь. Ребёнок начинает больше двигаться – голосовые приказы обязательно дублируются жестами. В Москве был случай, когда девочка, не расстававшаяся с инвалидным креслом, сама встала на ноги и начала ходить, чтобы гулять с питомцем.
В теме есть тонкий момент: популярность зоотерапии во многом основана на выборе самих пациентов. И ёжику понятно, что страждущий, особенно ребёнок, скорее выберет повозиться с пушистым зверьком, чем согласится на хирургическое вмешательство, курс медикаментов или исповедальные беседы с психиатром на больные темы. Аналогично на свете полно людей, которые «не любят таблетки» и убеждают себя, что им лучше помогут бабка-знахарка, чукотский амулет или занятия йогой. Хотя на самом деле только таблетки при их заболевании и могут помочь. Но бывают хвори, выздоровление от которых обеспечивает плацебо, – настолько пациенту хочется верить, что всё будет хорошо.
По-хорошему плюсы зоотерапии должны оценить социологи и полицейские. Общение с животным – весомый противовес озлобленности современного горожанина, который видит по телевизору три тысячи сцен насилия в год, но редко находит время почесать за ухом кошку или собаку.