Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество № 14(911) 10-16 апреля 2024 13+

Тысячи гектаров пашни в России засеваются контрафактным семенным материалом

, 18:51 , Обозреватель отдела Промышленность

Тысячи гектаров пашни в России засеваются контрафактным семенным материалом
Семена, unsplash.com

Тысячи гектаров пашни в России засеваются контрафактным семенным материалом – обычное дело. В данном случае слово «контрафактный» означает одно – это на деле уже не семенной материал, а практически обычное товарное зерно. Селекционеры в тепличных, практически идеальных условиях выводят новые и улучшают замечательные старые сорта, выводят гибриды, а потом на реальном поле, уже после первой репродукции, заложенное селекционером биологическое и физическое качество падает, и требуется всё больше и больше высевать на единицу площади для получения приличного урожая, что, естественно, генерирует убытки. Причина одна – травмирование зерна при севе, уборке, обмолоте, хранении. А в стране есть люди, готовые в масштабе государства навсегда закрыть эту проблему. Это Николай Жуков, агроном с 60‑летним стажем, команда его единомышленников и годами апробированная работоспособная технология получения «Сильных семян».

Семена – это не товарное зерно и требуют особого обхождения

Николай Жуков категоричен:

– По моему разумению, это повсеместная наша действительность. Смотрите – регионы юга России являются основным поставщиком высококачественного продовольственного зерна. Площади только озимых составляют порядка 37, 9 миллиона гектаров. Ныне практикуемая норма высева подготовленных по существующим технологиям требует порядка 15 миллионов тонн семян. В навоз превратится как минимум половина. Обидно!

Существует понятие «микротравмирование зерна». По большому счёту никто глубоко в эту тематику не погружался и не погружается. Есть макро- и микротравмирование. И в семенном материале любых зерновых культур макротравмы, очевидные, приносят на круг в разы меньше вреда, чем микротравмы. Самыми склонными к микротравмированию оказались ячмень и рис. Семенной материал пшеницы, подготовленный по ныне существующим в мире технологиям самых известных фирм, на 80% микротравмированный, уверяет Николай Иванович:

– Когда сегодня плотно работаем с наукой, когда они дают нам участки размножения, я говорю: надо сеять и считать не в килограммах, а в миллионах зёрен на гектар. Поэтому некоторые землеобладатели иногда высеивают до 300–350 килограммов так называемого семенного материала на гектар.

– Это много или мало?

– Страшно много! Мы гробим, можно сказать, преднамеренно по стране от 1, 5 миллиона и более тонн прекрасного зерна. Мы с коллегами пришли к выводу – на 1 квадратный метр посевной площади надо 250 зёрен. Это 1250 тысяч семян на гектар. Я пытаюсь уговорить аграриев, чтобы они сеяли хотя бы не больше полутора миллионов семян на гектар!

Агрономам знакомы ранее часто звучащие понятия, такие как лабораторная и полевая всхожесть. Второе постепенно из обращения стало исключаться, а разница ведь очень и очень существенна. На полях это видно даже невооружённым глазом. Продуктивных всходов минимальное количество, поэтому и завышается норма высева до 4, 5–5 миллионов и более семян на гектар из-за его высокого микротравмирования. В результате мы просто удобряем почву продовольственным зерном.

Объехав и посетив почти весь отечественный и зарубежный зернопроизводящий пояс и изучив существующие мировые технологии, команда специалистов создала и разработала отечественные проекты современных заводов и линий разной мощности для науки, фермеров, крупных хозяйств и агрохолдингов.

«Сильные семена»

Экспериментально-производственная линия «Сильные семена» уже есть и прекрасно работает, сообщил Николай Иванович:

– Получаемый семенной материал не имеет по уровню микротравмирования себе равных. Наша технология позволяет получать семенной материал даже такой капризной культуры, как соя, с полевой всхожестью. Пора наконец на эту тему задуматься не только земледельцу, но и экономистам. Хотелось, чтобы и на правительственном уровне наконец-то этот вопрос поднимался не просто на словах и совещаниях (а значит, просто «галочных», ничего не значимых) и не решающих проблем. Технологии и производство оборудования для выполнения этой судьбоносной для растениеводов задачи есть, нами эта задача уже давно решена.

Для получения «Сильных семян» при организации мини-производства как для науки, так и для промышленных семенных линий в регионах необходимо втрое меньше затрат по сравнению с применением импортной техники и технологий. Окупаемость отечественных комплексов от года до максимум пяти лет.

С ПОМОЩЬЮ имеющихся у государства инструментов есть возможность рассмотреть и создать приемлемую для селян финансовую программу начала восстановления семеноводства России в отечественном варианте. Из-за рубежа ничего подобного и полезного нам не предложат.

Применение новой российской нетравмирующей технологии подготовки семян позволяет почти наполовину сократить нормы их высева, а на элитных посевах и больше. Естественно, применение различных технологий подготовки почвы и способов их высева существенно будет вносить коррективы в нормы высева. По самым скромным подсчётам, только применение «Сильных семян» позволяет снизить расход при посеве, а это по стране миллиарды рублей. Эта сумма позволит ввести необходимое количество линий по подготовке «Сильных семян» и не только на юге России. По сути – по одной линии в каждом районе. Средняя стоимость каждой линии начинается от 25 миллионов рублей, зависит от требуемого объёма производства.

А каждая линия способна обеспечить «Сильными семенами» озимый и яровой клин района на площади 12–15 тысяч гектаров, гарантирует Жуков:

– И это не маниловщина! Мы уже с 2017 года убеждаем Минсельхоз России в достоверности нашей идеи, подкрепляя их практикой, соответствующим обоснованием и расчётами. Поднимая вопрос семеноводства, нельзя упустить такую возможность. Ведь это истинные реалии нынешнего времени. В семеноводстве увлекаться мегапроектами – это по своей сути преступление. Никто не задумывался об их окупаемости. Это просто приведёт к банкротству любое, даже прекрасное хозяйство, рискнувшее заниматься в большом объёме семеноводством зерновых культур. А реконструкция уже существующих семенных пунктов проблему не решает.

Выход из создавшегося положения лауреат Национальной премии имени Петра Столыпина 2022 года Николай Жуков видит только один. Во-первых, возврат к спецсемхозам, создав их сеть в зернопроизводящих регионах страны с соблюдением разработанных научными учреждениями технологий их выращивания и обработки с применением не травмирующих технологий. Во-вторых, строительство новых многофункциональных семенных предприятий, в том числе и ориентированных на производство семян кукурузы. В-третьих – эффективного для села, а не для посредников закона о семеноводстве, решающего все проблемы семеноводства, просто не существует, а он нужен, и чем быстрее, тем лучше. Вот где собака и зарыта!

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram