> Тяжёлая ракета-носитель «Ангара» нужна России по трем причинам - Аргументы Недели

//Общество 13+

Тяжёлая ракета-носитель «Ангара» нужна России по трем причинам

№  () от 9 апреля 2024 [«Аргументы Недели », Владимир Леонов ]

Так пел в 1985-м Александр Кальянов на стихи Станислава Куняева. Тяжёлая «Ангара-А5» незадолго до Дня космонавтики 9 апреля 2024 г. в 12:00 по московскому времени впервые должна была стартовать с космодрома Восточный и в какой-то момент стать звёздочкой в небе. Но, вероятнее всего, автоматика запуск остановила. Полетит ли она к «дате», к одному из самых любимых нашим народом праздников, станет известно, когда газета будет в руках читателей. А был бы отличный подарок «Роскосмоса» и себе, и всем причастным к космическим программам страны.

Зачем нужна России тяжёлая ракета-носитель «Ангара»? Первый ответ напрашивается сразу – для замены тяжёлых ракет-носителей семейства «Протон». Особенно в официальных СМИ напирают на экологическую чистоту «Ангары», её топливо – безвредный керосин, окислитель – кислород. «Протоны» летают на ядовитом гептиле, и это основная претензия к этому носителю со стороны наших казахстанских партнёров.

Тут и вырисовывается второй ответ на «зачем?». Выводить спутники, например связи, на геостационарную орбиту высотой 35 786 км способны только тяжёлые ракеты-носители. Для российской космонавтики иметь единственную возможность запускать крупные спутники на геостационарную орбиту с зарубежного космодрома в современных политических реалиях крайне опасно. Зависимость от настроений братьев-казахов очевидная. События в Армении очевидный тому пример – были ближайшими нашими союзниками в Закавказье, а становятся западноориентированной страной, во всех проблемах которой теперь виноват Кремль. Про Украину и говорить нечего, и так всё ясно. Гражданский космодром Восточный не зависит от чьих-либо прихотей и политических метаний.

Третий ответ – чисто механически перенести пуски «Протонов» на новый космодром нерационально, под каждый тип ракет-носителей строятся собственный пусковой стол и техническая инфраструктура, заправочный комплекс, что стоит никак не меньше, чем создание собственно ракеты. «Протон» создавался в 60-х годах прошлого века, неоднократно модернизировался, но крайне токсичное топливо исключало использование носителя в пилотируемой космонавтике. Семейство «Ангара» этого недостатка лишено, к тому же модульный принцип построения этой ракеты-носителя закрывает практически всю линейку от лёгкого класса и среднего до тяжёлого – только добавляй к центральному блоку универсальные ракетные модули (боковые блоки) стандартного размера. Перспективный космический корабль «Орёл» будут выводить на орбиту «Ангарой» тоже с Восточного.

А сегодня, как известно, не столько «Ангара-А5» проходит испытания, она вполне успешно уже летала с военного космодрома Плесецк, назначенный на 9 апреля 2024 г. пуск является испытанием стартового комплекса. Минусы у «Ангары» тоже есть – про многоразовость универсальных ракетных модулей говорят, но реальных движений пока не видно. Стоимость вывода полезной нагрузки в два раза выше, чем у снятых с производства «Протонов», что тоже легко объяснимо, на стороне «Протона» играют огромная серия и отработанная за десятилетия эксплуатации конструкция. Чем больше построят ракет-носителей «Ангара», тем ниже будут её стоимость и цена вывода на орбиту полезной нагрузки. К слову, Казахстан с трудом согласился «терпеть» пуски гептиловых «Протонов» до 2025 г., а задел этих носителей есть солидный. Чем их загрузить – головная боль «Роскосмоса», коммерческие пуски в интересах западных стран и компаний по известным причинам стали невозможны, да и Илон Маск со своим «Фальконом» демпингует.

В общем, надо делать свои спутники и строить орбитальную станцию (недавно утверждён её эскизный проект), тогда «Ангара» точно без дела не останется – госпрограммы не дадут скучать ракетостроителям.



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте