После теракта в «Крокусе» не сходит с повестки дня вопрос о введении визового режима со Средней Азией и в первую очередь с Таджикистаном.
Полковник Российской армии в отставке, обладатель ордена «За личное мужество» за работу в горных районах Таджикистана (1993), начальник Управления по сотрудничеству с Узбекистаном, Таджикистаном и Туркменистаном в правительстве России с 1995 по 1996 г., директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Роман Багдасаров говорит о необходимости введения визового режима уже 30 лет.
Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, Казахстан проводят совместные учения с НАТО, притом что последние три являются членами нашего ОДКБ. Генерал Майкл Курилла, командующий ВС США на Ближнем Востоке и Центральной Азии, не вылезает из Таджикистана. Там действуют враждебные нам спецслужбы, даже особенно не скрываясь. Американские центры, ответственные за проведение «мягкой силы», обучают таджикистанцев неким «квалифицированным профессиям». Кто может гарантировать, что трагедия «Крокуса» не повторится в России где-нибудь ещё?
Руководители среднеазиатских республик – не дураки. Им ничего не стоит приехать в Москву на Парад Победы, поклониться, сделать вид, что они с нами. А вернувшись домой – делать то, что они считают нужным. Многовекторность, знаете ли.
Собственно, одна из двух главных задач, которые решает режим Рахмона за счёт визового режима с Россией, – избавление от радикалов, выдавливание этих людей наружу. Вторая – совсем очевидная. Деньги. По данным МВФ, Таджикистан занимает третье место в мире по количеству средств, присылаемых эмигрантами. Бюджет страны на 30–40% формируется за счёт этих переводов. Режим Рахмона прекрасно устроился, но почему мы должны за это отдуваться? Почему должны умирать наши граждане, ни в чём не повинные? Таджикистан от нас получает деньги, а мы от него – радикалов.
Сейчас трубят: надо усилить охрану торговых центров, вооружить охранников автоматами! Как бы мы ни усиливали меры безопасности на местах, мы не воспрепятствуем проникновению террористов в страну. Эта задача решается только за счёт визового режима. И вообще вся миграционная политика российского правительства требует пересмотра.
Подробнее читайте в свежем номере «Аргументов недели».