Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество 13+

«Серая» лекарственная зона

, 09:00

«Серая» лекарственная зона

Современная стоматология — это «космическая», высокотехнологичная отрасль медицины.  Именно поэтому 90 процентов расходников, в том числе, анестетиков, в ней - это продукция серьезных зарубежных компаний. После известных событий 2022 года многие из них ушли с российского рынка, хотя под санкции лекарственные средства пока не попадают. За два года кое-как удалось наладить параллельный импорт.  Поэтому поход к стоматологу сродни американской рулетке со ставкой на здоровье или даже жизнь пациента.

Анестетик с Телеграмма?

Среди множества сегодняшних проблем отдельно и весьма остро стоит вопрос доступности, а, главное, безопасности фармацевтических препаратов. Многие западные фармгиганты покинули нашу страну, а вместо проверенной годами и лабораториями продукции на рынок пошёл так называемый «серый» или параллельный фармимпорт. И это, увы, проблема государственного масштаба.

В марте 2023 года немецкая компания ЗМ хлопнула дверью, покинув российский рынок. Казалось бы, ушла и ушла, скатертью дорога. Но беда в том, что вместе с собой она «забрала» фактически самый популярный у стоматологов «Убистезин», препарат для местного обезболивания на основе артикаина.

Конечно, на «Убистезине» свет клином не сошелся, на рынке есть добрый десяток его аналогов от других производителей. Но, как бы это поточнее объяснить: «Лада» в принципе тоже называется машиной, как «Ауди» или «Мерседес», но разницу между ними понимает даже закоренелый пешеход. Например, чтобы обеспечить необходимую длительность анестезии нужна одна карпула (герметично запечатанный картридж с местным анестетиком) немецкого препарата против трёх-четырёх карпул его аналогов. Что лучше для пациента: один угол или несколько? Да и о стоимости не надо забывать: три-четыре всегда дороже, чем один.

Немудрено, что стоматологи принялись искать привычные анестетики где только возможно. Никто ведь не хочет терять клиентов, которые обязательно проголосуют рублём за ту клинику, в которой есть качественное обезболивающее. В ход пошли закрытые стоматологические чаты в мессенджерах. В принципе для пациента это означало смертельную лотерею с бабушкой с косой в качестве главного приза. А сам доктор фактически покупал себе приличный тюремный срок. 

Может быть по этой причине или по какой-то иной, но в опрошенных «АН» нескольких стоматологических клиниках категорически не захотели отвечать на вопрос: «Какой именно местный анестетик вы используете?». Обычно заверяли, что «У нас высококачественные анестетики!», но не раскрывали названия, ссылаясь, что решение на использование того или иного препарата может принять только врач. И уж как чёрт от ладана шарахались от вопроса: «А как вы их закупаете?».  

Как всегда, выручили друзья. Правда, на условиях полной анонимности.

- Проблема с анестетиками реально существует. Что касается конкретно «Убистезина», то официально, с сертификатом соответствия он не поставляется в Россию. Так мне на прошлогодней стоматологической выставке ответили в фирме, которая раньше его продавала. Если сейчас он где-то используется, то это либо параллельный импорт, либо старые запасы. Стоматологи покупают большое количество расходных материалов.

Пятьдесят оттенков «серого»

В нашей стране сформирована (и это правильно!) одна из самых жестких систем защиты потребителя от некачественных лекарственных препаратов. В том числе, естественно, и анестетиков. Например, прежде чем препарат попадёт на рынок и врачи его будут применять для вашего обезболивания, лекарство должно пройти жесточайшую процедуру проверки на соответствие нормам безопасности для нашей страны. И только затем регистрацию в Росздравнадзоре  и проведение через систему Мониторинга движения лекарственных препаратов, позволяющую по штрихкоду установить где, когда и зачем оно было произведено или кто его официально импортировал.

Но в нынешних условиях такая стройная и жесткая система мониторинга рынка фактически закрывает двери для параллельного или «серого» импорта лекарственных средств. Скажем, закупили анестетик, который был произведен не для России, а для Казахстана или Белоруссии. Вроде бы такой же, но другой. И официально использовать его нельзя, так как он не прошёл исследования на безопасность и эффективность и, естественно, не получил регистрацию в Росздравнадзоре. И если с пациентом что-то случится, скажем, анафилактический шок из-за консервантов, которые входят в состав местного анестетика, то врач его применивший со стопроцентной вероятностью поедет шить варежки за Полярный круг.

Надо понимать, что «серый» или параллельный импорт — это вообще штука непредсказуемая. И порой опасная. А уж в здравоохранении и фармацевтике просто недопустимая! И слова насчет смертельной лотереи это не преувеличение. Эта сфера должна быть под жесточайшим государственным контролем. Необходимость проверки стоматологических клиник на предмет выявления использования «серого импорта» анестетиков  уже перезрела.

Вот, например, последнее предложение из чата для стоматологов. «Убистезин форте» от 5 банок 7200 рублей. Ультракаин в упаковке для немецкого рынка, соответственно является незарегистрированным у нас. И, естественно, не может быть введен в гражданский оборот, однако продается с доставкой по всей России по 17 тысяч рублей. И так далее. 

Редакция «АН» будет разбираться в этом вопросе и дальше, инициировать проверки и рейды. О чем мы расскажем вам, дорогие читатели!

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram