Сегодня многие пишут о том, что посольство США еще 7 марта предупреждало об угрозе терактов в Москве, поскольку не желало допустить смерти невинных людей. В дипмиссии подчеркнули, что государственный департамент США поддерживает каналы связи с российскими властями для обмена важной информацией по вопросам безопасности. Прокомментировать подобное заявление мы попросили ветерана антитеррора, полковника в отставке К., который до сих пор не имеет права оглашать свои данные:
— Виктор, почему подобная информация передавалась правительственными чиновниками по открытым каналам связи, а не компетентными представителями спецслужб, которые, как, например, Интерпол, специально предназначены для этого?
— Известный адвокат Сергей Жорин недавно предположил, что Россия в 2024 году самостоятельно может выйти из Интерпола на фоне существенного ограничения доступа к системе международного розыска. В своих догадках он сослался на резолюцию по итогам 91-й сессии Генассамблеи Интерпола, прошедшей с 28 ноября по 1 декабря 2023 года. Документы он опубликовал в Telegram.
Как следует из текста резолюций и ряда других документов, находящихся в свободном доступе, рабочая группа предложила следующий вариант: Россия остается членом Интерпола, но ее доступ к базе розыска полностью ограничивается. Другими словами, РФ должна продолжать платить взносы и нести другие обязанности, но основного права лишается, — написал в открытых источниках Жорин.
Санкции в борьбе с терроризмом?
— Подобное ограничение — мера чисто политическая? И связана явно с тем, что существует серьезное противостояние между Россией и странами так называемого Объединенного Запада.
— Да, это так, Владимир. Но в соответствии с уставом Интерпола его членами могут быть полицейские органы всех государств независимо от их политического строя. Согласно третьей статье устава, строго запрещены любые действия политического, военного, религиозного или расового характера при решении вопросов или практическом осуществлении операций в рамках этой организации. И более того, прямо указывается, что данное положение имеет особое значение для совместной борьбы с терроризмом, так как в этой области политические концепции ряда стран-участниц Интерпола существенно отличаются…
— Виктор, согласитесь, что без тесного контакта спецслужб в борьбе с терроризмом добиться желаемого результата невозможно. Получается, что террористические группировки, действующие по всему миру, взаимодействуют между собой лучше, чем органы антитеррора…
— Так и есть. Подобные организации отличает тщательная подготовка проводимых ими нелегальных операций, высокий уровень конспиративности и четкая специализация. Поэтому без совместной работы на всех уровнях внедрения агентуры в руководящие органы многочисленных террористических группировок и оперативной разработки ожидать эффективности в работе, я думаю, не следует.
Для примера, практической областью международного сотрудничества полицейских служб Интерпола является обмен сообщениями оперативной информации, ежегодный объем которых уже к концу прошлого века достиг 750 тысяч письменных и телетайпных сообщений, из которых около 65 тысяч касалось непосредственно идентификации личности преступников.
Кроме того, одним из важных условий повышения эффективности борьбы с терроризмом явилось создание специальной международной службы оповещения, которая, как считается, облегчила наблюдение за передвижением преступников через пограничные контроли, а также информационной системы по обработке данных, касающихся международного терроризма и организованной преступности…
— Важнейшей задачей органов правопорядка во всем мире является сбор и накопление информации о этнических группировках, склонных к вооруженному насилию на расовой и религиозной почве. И все они передают собранную информацию в Интерпол, представительства которого до сих пор есть в России.
— Да, это так. Считается, что одним из важных источников ценной оперативной информации стал созданный еще в 1980 году в Управлении полиции Нью-Йорка специальный отдел BIIU по расследованию преступлений на расовой и религиозной почве, в котором концентрируются сведения по этническим группировкам и их лидерам, склонным к осуществлению вспышек насилия… При этом, по данным аналитической службы ФБР, уже в конце прошлого века каждый шестой американец подвергался нападению преступника, угрожающего или использующего огнестрельное оружие. Все это заставляло граждан принимать дополнительные меры по обеспечению собственной безопасности, не надеясь на помощь со стороны органов полиции. В основном закупая огнестрельное оружие…