> Россия начала разговаривать в Арктике с позиции силы - Аргументы Недели

//Общество 13+

Россия начала разговаривать в Арктике с позиции силы

№  () от 26 марта 2024 [«Аргументы Недели », Ярослав Вяткин ]

Российский МИД заявил о непризнании внешних границ континентального шельфа США, установленных Вашингтоном в одностороннем порядке в 2023 году. По случаю чего по дипломатическим двусторонним каналам в столицу США направлен демарш. Что это означает и вообще к чему приведёт?


Конвенция по морскому праву

Как известно, существует Конвенция ООН 1982 г. по морскому праву (КМП, или UNCLOS). Она была принята в 1982 г., однако СССР тогда к ней не присоединился, поскольку КМП определяла понятие зоны территориальных вод как 12-мильной полосы. Впрочем, до того и 3-мильные территориальные воды были. СССР это не устраивало, потому что мы использовали тогда секторальный подход к определению границ в Арктике – помните, наверное, «границы полярных владений СССР». Собственно говоря, с 20-х годов прошлого века его использовали все.

Наш сектор был самым большим – почти половина меридианной дуги. Постановлением Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 г. вся территория от Северного полюса до материковой части СССР, ограниченная меридианами 32°4’35’’ восточной долготы и 168°49’30’’западной долготы, объявлялась территорией СССР. Тем не менее секторный подход содержал определённые правовые лакуны, поскольку он определял правовой статус островов и земель, но никак не акваторий этих секторов. Окончательно отход от секторной политики состоялся лишь к концу века. В итоге и РФ присоединилась к КМП, а границы полярных владений сохранились лишь в части принадлежности России новооткрытых островов, если такие появятся. США, кстати, КМП подписали, но не ратифицировали.

«Земли Санникова», придуманные и настоящие

По поводу новых островов – это не шутка. Они иногда появляются и открываются, хоть и считается, что все земли в мире уже открыты. Так, в 2019 г. гидрографическая экспедиция Краснознамённого Северного флота открыла в архипелаге Новая Земля (очень хорошо, казалось бы, изученном) целых 5 новых островов в районе бухты Визе. Да, они маленькие, самый большой – 54500 кв. м, ранее были скрыты ледниками – но они есть. А за 2015–2018 гг. флотские гидрографические экспедиции, опираясь на спутниковые данные в том числе обнаружили более 30 новых островов, мысов, бухт. В частности, в районе Земли Франца-Иосифа и Северной Земли.

Да, многие из этих островов были скрыты льдом и при изменении ледовой обстановки они могут также «закрыться», как «открылись» миру сейчас. В Арктике вообще много земель, которые кто-то видел, да не нашёл потом – самой известной является «земля Санникова», но было множество других. Часть этих земель были флобергами. Это такие гигантские айсберги, скорее, ледяные острова, на них есть и каменные осыпи и прочее. Их легко перепутать издали с островами настоящими.

Зарождаются они на островах канадского сектора Арктики и открыты в 50-х годах прошлого века. Хотя в последние годы этот термин не используется – всё считается айсбергами. А вот в 1950-е годы американцы даже аэродромы подскока своих тяжёлых бомбардировщиков на них устраивали, но потом отказались – радиус машин возрос и позволял долететь до СССР и без такого экстрима. Часть этих земель были островами, которые потом просто скрылись подо льдом. А сейчас, возможно, такие «земли Санникова» открывают заново, когда льда временно стало меньше – и они становятся землями России. А от них уже считаются территориальные воды (12 миль), исключительная экономическая зона (ИЭЗ) в 200 миль и т.п.

Континентальный шельф

КМП определяет также статус континентального шельфа. Согласно ей, у государств есть десять лет с даты ратификации, чтобы предъявить претензии на расширенный континентальный шельф. Если он выходит за границы 200-мильной ИЭЗ, то можно расширить его ещё и объявить национальной территорией. Но претензии должны быть научно подкреплены, обоснованы и поданы в Комиссию ООН по границам континентального шельфа, как геологические доказательства того, что их шельф фактически выходит за пределы 200 морских миль. Комиссия не определяет границы, а просто оценивает научную обоснованность утверждений. А уже затем страны с законными, но перекрывающимися претензиями уже сами должны прийти к урегулированию.

Россия собрала обширнейшую научную базу в подкрепление своих претензий, которые в случае их утверждения закрепили бы почти весь ранее заявленный сектор Арктики за нами. Над этим трудились и гражданские учёные, и секретнейший и всемогущий «монстр разведки» – Главное управление глубоководных исследований флота (ГУГИ ВМФ). Оно обладает целым флотом субмарин специального назначения, глубоководных атомных станций, обитаемых и необитаемых подводных аппаратов и надводных судов. Но наши претензии до сих пор рассматриваются в комиссии, хотя некоторую часть уже утвердили.

Наглость – второе счастье

Но, как говорят в рекламе, «есть способ лучше». США, которые так и не ратифицировали в полном объёме КМП, в конце прошлого года заявили об одностороннем установлении границ континентального шельфа за пределами ИЭЗ, нарезав себе в семи районах Мирового океана более одного млн кв. км дна, как продолжение своей территории. Включая и Арктику, в районе Аляски.

То есть, руководствуясь положениями КМП о континентальном шельфе, но не ратифицировав её и не пройдя порядок утверждения обоснованности претензий, – просто явочным порядком. Такой вот «мир, основанный на правилах», как их понимают в Вашингтоне. Вот этот закидон американцев российский МИД и не признал. Это означает, что мы считаем себя вправе в этих районах вести любую, разрешённую для нейтральных вод, деятельность, не спросив у США никаких разрешений.

Ответный ход

А теперь пришло время и для другого, ответного, хода. Госдума рассматривает вопрос частичного отказа от Конвенции ООН по международному морскому праву (UNCLOS/КМП), но только в части Северного Ледовитого океана. И возвращения к секторальному принципу определения границ в Арктическом регионе. Вообще впервые такие идеи озвучивались ещё пять лет назад, но сейчас они, видимо, получили некое одобрение на самом верху. Хотя пока официальной позиции президента, правительства или МИДа на эту тему озвучено не было. Но об этом уже заявляют деятели из Госдумы – например, председатель комитета ГД по развитию Дальнего Востока и Арктики Н. Харитонов.

По сути, это означает, что в нынешних условиях международной конфронтации, особенно между сверхдержавами, в Москве уже не верят в удовлетворение своих заявок на континентальный шельф через комиссию ООН. И Россия понимает, что сейчас наши претензии просто «замотают», да это и так уже давно происходит. Поэтому Москва намерена вернуться к утверждению своих прав по старому принципу – явочным порядком. Да, это, конечно, подорвёт позиции КМП и ООН, однако кто в этом виноват? Уж точно не Россия. Хотели «разговора с позиции силы» с Россией? Получите, но учтите – он вам не понравится. Сила сейчас не у вас. А особенно – в Арктическом регионе.

Арктические аргументы

У Москвы есть всё необходимое для утверждения своих претензий на Арктический сектор в «старом» объёме и для защиты своих прав силой. У нас есть целый флот ледоколов, насчитывающий более 40 штук, из которых 7 – атомных, и строится ещё. При этом есть и возможность вооружения ледоколов, и строятся так называемые боевые ледоколы пр. 23550 для ВМФ и Морпогранслужбы ФСБ. Кроме того, только у нашей страны есть огромный опыт плавания в Арктике, как надводного, так и подводного. И любой деятельности мирного и военного назначения.

Построено и продолжает строиться целое созвездие высокоширотных военных баз, выглядящих так, как будто они перенеслись из будущего. На них расквартированы войска, размещены РЛС, зенитно-ракетные системы большого радиуса и ближней обороны, и береговые противокорабельные ракетные комплексы. Эти ЗРС, ЗРПК, и БПКРК создают смыкающиеся и пересекающиеся обширные зоны поражения, где будут сбиты и самолёты, и ракеты, и беспилотники, и потоплены вражеские корабли.

Размещены РЛС «Резонанс‑Н», которые обнаруживают любые самые малозаметные цели. Будет построена и загоризонтная РЛС типа «Контейнер», покрывающая Арктический регион. Раньше сама возможность успешной работы таких станций в Арктике отрицалась ввиду сложностей обработки информации, полученной таким радаром, – уж больно сложная ионосфера в высоких широтах.

На Севере размещена мощная (для этого региона) группировка сухопутных сил, подготовленная к ведению боевых действий в условиях региона, насчитывающая несколько дивизий и бригад. Ничего подобного наши противники противопоставить в ответ не могут и вряд ли смогут. Так что им придётся просто примириться со статус-кво. Хотя публично они не признают наших претензий – будут демарши, санкции экипажам ледоколов и полярным станциям и т.п. Ну таков уж современный мир, активно разделяющийся на два лагеря – как встарь.



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте