Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество 13+

Цемент на железной дороге: как решить проблему доставки грузов в России

, 09:00 , Журналист

Цемент на железной дороге: как решить проблему доставки грузов в России

С серьёзными проблемами, связанными с логистикой строительных грузов, столкнулся крупнейший производитель цемента и стройматериалов ЦЕМРОС. Так, у компании ещё в начале марта на полигоне Горьковской железной дороги (ГЖД) скопилось более 880 груженых и порожних вагонов. Свыше 600 из них были погружены цементом. У большей части продукции истекли сроки доставки.

Подобные ситуации могут оказывать негативное влияние на реализацию проектов в рамках федеральных программ. О проблемах на железных дорогах и развитии цементной отрасли в России мы поговорили с Денисом Назаровым, директором по закупкам и логистике ЦЕМРОС.

Цемент на железной дороге: как решить проблему доставки грузов в России

- Сталкивались ли вы ранее с такими масштабными простоями строительных грузов на российских железных дорогах, и какими последствиями нынешние задержки могут обернуться для работы компании ЦЕМРОС?

- К сожалению, случаи оставления от движения вагонов, как следует корректно именовать простой вагонов в перевозочном процессе, в том числе со строительными грузами, в последние годы не редкость. В прошлом году, в период напряженной ситуации с движением на полигонах Свердловской и Южно-Уральской железных дорог, простой отдельных груженых вагонов превышал 1,5-2 месяца. Вагоны приезжали к клиенту уже спустя 2 месяца после отправки. При этом, напомню, что максимальный срок, при котором обеспечиваются заявленные производителем характеристики и технические свойства продукции в соответствии с государственным стандартом на общие технические условия ГОСТ 30515-2013 для портландцемента, составляет не более 60 суток.

Причем речь идет именно об исправных вагонах, сроки доставки не продлевались в связи с выявленными техническими неисправностями или забраковкой в ремонт. Такие случаи, разумеется, в расчёт нами не принимаются.

- В чём причина нынешних проблем с логистикой на Горьковской железной дороге на ваш взгляд, как заказчика перевозок?  

- Железнодорожная отрасль в целом в последнее время испытывает массу вызовов – причинами затруднений с движением являются переориентация грузопотоков с западных направлений в адрес Восточного и Южного полигонов и дефицит инфраструктуры на этих участках, закрытие аэропортов юга и рекордные объемы пассажирского сообщения, специальный режим работы транспорта в связи с проведением СВО, как и во всей стране – кадровый голод и недоукомплектованность персоналом в отдельных структурных подразделениях. Решением в данной ситуации являются расшивка узких мест на сети РЖД, модернизация и строительство новой инфраструктуры, в том числе на путях необщего пользования, внедрение эффективных технологий движения вагонов и производительности труда, повышение прозрачности и внедрение современных информационных решений в отрасли.

Отдельная железная дорога здесь не является исключением. Ситуацию конкретно на Горьковской железной дороге в какой-то степени осложняют рекордные объемы поставки инертных материалов, которые продолжают поступать на магистраль для продолжающегося строительства участка М-12 от Казани до Екатеринбурга.

- Сроки доставки грузов истекли у более половины груженых вагонов. По некоторой информации, одной из причин простоя являются сложности с очисткой путей от снега. Может ли РЖД избежать ответственности, сославшись на форс-мажор в виде рекордного снегопада?

- Действительно, в этом году даже привыкшее к обильным зимним осадкам Поволжье столкнулось с рекордными снегопадами. Мы ощутили это в январе и феврале, когда несколько раз на несколько суток ограничивалось движение по автодорогам в Татарстане, Чувашии, Ульяновской области и в других регионах. Разумеется, для РЖД так называемая снегоборьба – обязательная составляющая зимней работы. Однако в этом году ситуация действительно была исключительной, на ряде полигонов ресурса снегоочистительной техники действительно не хватало – приоритет отдавался крупным сортировочным станциям, с работой по очистке приемоотправочных и подъездных путей в зоне своей ответственности магистраль справлялась несвоевременно.

Однако для строительных компаний и наших заказчиков любые осадки не являются основанием для снятия ответственности за срыв сроков сдачи объекта, особенно федерального значения, поэтому мы также требуем от партнеров соблюдения дисциплины и стараемся активно взаимодействовать с ними с целью соблюдения сроков доставки.

- Компания ЦЕМРОС является крупнейшим производителем в цементной отрасли и важным участником рынка импортозамещения. Расскажите, какими основными проектами вы заняты в настоящее время.

- Основные направления работы – технологическое оборудование (конвейерные системы, части вращающихся печей, цементных и сырьевых мельниц), упаковочное оборудование, аспирационное и вентиляционное оборудование. К счастью, цементная отрасль не является критически зависимой от импорта – все виды сырья, материалов, большая часть оборудования для выпуска цемента производится в России. Разумеется, есть большое количество оборудования, поставляемое из дружественных стран, главным образом из Китая – механическое оборудование, грузоподъемная, карьерная и автотранспортная техника. Однако, радует, что доля отечественного оборудования, в том числе сложного и технологичного, растет во всех категориях используемых компанией ресурсов. Для целей замещения оборудования из недружественных стран, повышения надежности работы технологического оборудования в компании был сформирован и эффективно работает собственный Инженерный центр, в том числе силами которого за 2023 год были подготовлены чертежи или подобраны аналоги более чем 2,9 тыс. позиций используемого технологического оборудования.


Для проверки информации о задержках продукции на железной дороге «Аргументы недели» обратились к одному из крупнейших казанских потребителей цемента, где происходящее изданию подтвердили.

Группа компаний РАФФ входит в тройку крупнейших заводов по выпуску изделий из железобетона в Татарстане. В её состав входит 10 предприятий с годовым оборотом 4,5 миллиарда рублей. Среди заказчиков ГК РАФФ – компании Wildberries, Ozon, Kazanexpress, DoorHan, ПИК, Татавтодор, Волгадорстрой, Каздорстрой и другие.

В компании РАФФ сообщили, что в последнее время сроки поставок вагонов с сырьем значительно выросли, из-за чего возникают сопутствующие проблемы. Среди них –  срыв поставок готовой продукции заказчикам, который влечёт за собой штрафные санкции. В ГК РАФФ отмечают, что задержки на железной дороге приводят к большим проблемам с выполнением плана работ и соблюдением сроков изготовления продукции. В результате несвоевременной подачи и уборки вагонов со стороны станции компания подвергается штрафным санкциям со стороны поставщиков и операторов подвижного состава из-за их сверхнормативного простоя на станции выгрузки. Длительный простой на железнодорожных путях, помимо прочего, приводит к ухудшению свойств цемента.


Проблема касается и автодорог. Ситуация с доставкой цемента осложняется введением сезонного ограничения на движение грузового автомобильного транспорта по региональным и межмуниципальным дорогам. Последствием этого может стать полная приостановка поставок цемента в ряд регионов России. Ограничения по нагрузке автомобильных перевозок являются настолько критичными, что не позволят проехать по региональной дороге даже пустому цементовозу.

Цемент на железной дороге: как решить проблему доставки грузов в России



Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram