Россияне уже давно устали от непрекращающегося потока назойливых звонков от роботов и спам-сообщений на электронную почту. И хотя операторы связи и почтовые сервисы работают над совершенствованием фильтров для блокировки спама, по-прежнему значительное количество нежелательной рекламы проникает к пользователям.
Вам наверняка тоже постоянно звонят те, кого вы слышать не хотели бы? Они пытаются то предложить (навязать) взять кредит в банке — причем чаще всего вам неизвестном; то пригласить в косметический салон; то попросить ответить на соц. опрос; то рассказать о каких-то «увлекательных» финансовых услугах; то еще что-то... Спрашивается: а откуда все эти «товарищи» в принципе берут номера телефонов, чтобы обзванивать людей? Не набирают же они 1-й пришедший в голову набор цифр? Тем более, что обращаются к владельцу атакуемого телефонного номера они по имени, которое указано в договоре с оператором связи.
Эта ситуация напрямую связана с утечками баз данных, содержащих номера телефонов и адреса электронной почты пользователей, говорят эксперты. Чтобы решить эту проблему, брянские законодатели предложили внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) РФ. Это предложение нашло поддержку депутатов Госдумы и правительства. Был разработан и принят в окончательном чтении соответствующий законопроект. Согласно ему за несоблюдение требований к рекламе, распространяемой по сетям электросвязи, предусмотрены следующие штрафы: организациям — до 1 млн рублей, должностным лицам — от 20 до 100 тыс. рублей, физическим лицам — от 10 до 20 тыс. рублей.
Принятый нижней Палатой российского парламента Закон запрещает использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением автоматического набора абонентского номера и рассылки сообщений. Это означает, что отправление рекламных звонков, SMS и push-уведомлений, а также электронных писем без согласия абонента является нарушением закона и влечет наложение штрафа. Кроме того, документ предусматривает ужесточение ответственности микрофинансовых организаций (МФО) за размещение неполной информации об условиях займа.
Ужесточены и штрафные санкции: действующий штраф в размере 800 тысяч рублей предлагается увеличить до 1,6 млн рублей. В тех же поправках депутаты одобрили нововведения, касающиеся рекламы микрофинансовых организаций. Теперь материалы, связанные с выдачей кредитов или займов, должны содержать диапазон их полной стоимости и эту информацию запрещается писать мелким шрифтом. Это изменение связано с тем, что недобросовестные МФО часто утаивают от заемщиков важную информацию, вводя их в заблуждение и приводя к финансовым проблемам.
Новые штрафы являются существенной мерой, призванной защитить граждан от нежелательных звонков, спам-сообщений и утечек персональных данных.
Правда совершенно не понятно, кто и как будет следить за исполнением нового закона. В Думе уверяют, что система контроля «уже разрабатывается». Такая вот депутатская тактика: сначала принять закон, а потом думать, как осуществлять его на практике. Также скоро обещают прояснить, какому ведомству поручат следить за спамщиками и исполнением наказания.
Но вот даст ли нововведение нужный эффект?
Ведь даже с учётом того, что за спам звонки и ранее была предусмотрена ответственность, те, кто зарабатывает на низ, продвигая рекламы своих фирмочек, плевали на это и продолжали и продолжают беспокоить россиян назойливыми нежелательными звонками. И здесь, как думается, одними поправками, ужесточающими ответственность спамеров проблему не решить.
Пока существует возможность подмены номеров и покупки виртуальных, жаждущие новых клиентов, думается, будут продолжать отвлекать нас от дел, звоня в абсолютно любое время. Да и момент с утечкой базы телефонных номеров так же, думается, не основной. Хотя и немаловажный. На самом деле, как говорят специалисты, во многом в этой ситуации играет роль и давно уже вошедшее в обиход правило «разрешения на обработку персональных данных». А согласно им, этим самые данные вполне могут быть проданы заинтересованным сторонам.
Оно конечно понятно, что можно обезопасить себя в этом плане и не соглашаться с пунктом, разрешающим оперировать своими персональными данными. Но на деле, не поставив «галочку» в этом пункте, ты попросту не получишь требуемую услугу и не зарегистрируешься практически нигде. Этот момент могли бы подтвердить многие и многие. Но увы, ничего поделать с этим, как видится, сегодня невозможно. В договорах попросту нет пункта, запрещающего передавать такие данные третьим лицам. А значит, учитывая эти важные моменты, спам так и будет процветать дальше.
Источников, откуда спамеры берут номера телефонов неизвестных им людей, сегодня, увы, много. Причем это могут быть как не самые встроенные в соц. структуру каналы, так и вполне известные учреждения, например банки или операторы сотовой связи. Именно эти организации продают чужие номера телефонов, имея с этого неплохую прибыль. Безусловно, делается это все нелегально. То есть нигде в уставе фирмы не может быть прописан пункт торговли чужими личными данными. И, разумеется, чаще этим занимается не вся фирма целиком, а отдельные недобросовестные сотрудники.
Люди пытаются бороться с этим явлением и самостоятельно, блокируя поступающие с неизвестных номеров звонки. Делятся номерами спамщиков между собой. Есть даже сайты, где все спам-телефоны заносят в базу. Но вот только они, как хамелеоны, периодически покупают новые номера и снова-здорова. Пока всерьёз ими не займутся соответствующие службы, толку от этих штрафов никакого — тебя все равно будут доставать с какими-нибудь услугами, ибо это бизнес, поставленный на поток.