21 марта состоится очередное заседание Общественного экспертного совета по утверждению традиционных духовно-нравственных ценностей. В преддверии заседания сенатор Российской Федерации, координатор Общественного экспертного совета, сопредседатель Организационного комитета Федерального Народного Совета Вячеслав ТИМЧЕНКО дал эксклюзивное интервью «АН». №11(908), среда 20 марта 2024 года
Россия возвращается к своим истокам, к своим основам, к своей традиции
– Вячеслав Степанович, вы, председатель одного из ключевых комитетов СФ – по Регламенту и организации парламентской деятельности, в последние несколько лет уделяете много внимания ценностям национального развития. Почему? Что побудило?
– Мы переживаем особое время, когда происходит ни много ни мало – рождение нового мироустройства. Россия выступила инициатором этого процесса, запустила его, и изменения происходят стремительно.
Президент Российской Федерации В.В. Путин своими указами утвердил в июле 2021 года Стратегию национальной безопасности Российской Федерации, а в ноябре 2022 года – Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Именно в этих нормативных актах впервые появилось понятие традиционных духовно-нравственных ценностей и понятие деструктивной идеологии.
Эти важнейшие документы определили, что утверждение традиционных духовно-нравственных ценностей и противодействие деструктивным идеологиям, их распространению в обществе и государстве есть совместная миссия и работа публичной власти и общественных институтов.
– Тема очередного заседания совета – «Цивилизационные основы мировоззрения». Какие задачи сохранения и развития нашей цивилизации вы считаете приоритетными?
– Общественный Экспертный совет по утверждению традиционных духовно-нравственных ценностей был создан 26 июня 2023 года Решением Президиума Организационного комитета Федерального Народного Совета, в поддержку Указов Президента Российской Федерации, утвердивших Стратегию национальной безопасности России, Основы государственной политики по сохранению традиционных духовно-нравственных ценностей и меры по их сохранению и укреплению. По итогам заседания совета планируется в том числе принять конкретные предложения по общественной поддержке инициатив Президента.
Приоритетами по сохранению и развитию цивилизации является широкий спектр направлений, прежде всего – противодействие постоянно ведущимся попыткам фальсификации российской и мировой истории, уничтожения исторической памяти, принижения роли русского языка, разжигания межнациональных и межконфессиональных конфликтов.
Необходимо продолжать активную работу по сохранению исторических памятников, литературы, искусства и традиций. Это и создание музеев, культурных центров и тематических выставок, посвящённых национальному наследию.
Важнейшим направлением является формирование общественного мнения, основанного на духовно-нравственных ценностях, через СМИ, культурные и образовательные проекты, направленные на воспитание чувства долга, ответственности и взаимопомощи.
Нужно развивать программы по поддержке семьи как основы общества, воспитанию ответственности, уважения к старшим поколениям и передачи традиционных нравственных ценностей.
Также на повестке – реформирование образовательной системы с акцентом на изучение истории, культурологии и философии собственной цивилизации. Введение учебных курсов и программ, направленных на формирование у учащихся уважения к национальным ценностям и понимания их роли в мировом контексте.
– В документах Федерального Народного Совета говорится о том, что идеология новой России выработана и её суть – гармоничное интегративное развитие в многоцивилизационном, многоцентричном мире. Это понимание нужно, как сейчас принято говорить, – «популяризировать», донести до общества. Как это можно сделать, как вам видится этот процесс?
– Эффективное внедрение этой идеологии требует совместных усилий государственных структур, образовательных учреждений, СМИ и гражданского общества.
Для популяризации нужен комплексный подход, который включает в себя образовательные, медиа и общественные инициативы.
По образовательному направлению – внедрение специализированных курсов и модулей в школах и вузах, ориентированных на изучение многоцивилизационности и межкультурного диалога. Организация лекций, семинаров с участием экспертов в области международных отношений, культурологии и истории, способствующих глубокому пониманию данной идеологии.
В рамках медианаправления – использование традиционных и цифровых медиаплатформ для распространения контента, который освещает примеры успешного межцивилизационного сотрудничества и интегративного развития. Создание документальных фильмов, информационных брошюр, интерактивных онлайн-ресурсов, направленных на повышение осведомлённости общества о ценности многоцентричного мира. Всё это поможет донести идеологию до широкой аудитории.
Общественное направление. Здесь важно поощрение граждан к активному участию в межкультурных обменах, международных образовательных программах и волонтёрских инициативах. Создание платформ для диалога между представителями различных культур и цивилизаций, в том числе через организацию международных конференций, форумов и культурных фестивалей, где участники смогут обсуждать и разрабатывать конкретные проекты и инициативы, способствующие интегративному развитию.
Включение представителей культуры и искусства для создания произведений, отражающих идеологию гармоничного развития, также поможет привлечь внимание широкой общественности и сделать идею более понятной и близкой каждому человеку.
Контроль – государственный и общественный
– Ещё одна ваша должность – председатель Комиссии Совета Федерации по мониторингу законодательства Российской Федерации в сфере государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в Российской Федерации. Какие вопросы развития законодательства в сфере местного самоуправления актуальны сегодня?
– Система государственного контроля за последние три года изменилась кардинальным образом. Сегодня можно констатировать, что новое регулирование контрольно-надзорной деятельности, которое включает внедрение риск-ориентированного подхода, «регуляторную гильотину» обязательных требований, являющихся предметом контроля, приоритет на профилактическую работу, цифровизацию и повышение прозрачности и понятности контрольно-надзорной деятельности для бизнеса, моратории на проведение проверок, состоялось.
Однако в настоящее время у нас сохраняется половинчатая ситуация в связи с тем, что на ряд видов контроля, в том числе прокурорский, на сферу публичного контроля не распространяются новые подходы к контрольно-надзорной деятельности. Публичный контроль установлен в отношении органов местного самоуправления и их должностных лиц Федеральным законом №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Вопрос снижения контрольно-надзорной нагрузки органов МСУ поднимался неоднократно в Совете Федерации. Необходимо отметить, что к предложениям муниципальных органов относятся внимательно. Так, с учётом предложений местных органов было принято решение заменить плановые проверки в отношении государственных и муниципальных школ и детских садов на обязательные профилактические визиты.
В ходе наших поездок в Оренбург, Томск поступали предложения о введении аналогичного механизма в отношении учреждений здравоохранения. Сейчас этот вопрос прорабатывается в правительстве. Если это предложение будет учтено, то, практически все учреждения социальной сферы будут охвачены необременительным обязательным профвизитом, срок проведения которого, обращаю внимание, не более одного дня, вместо плановых проверок.
– Из названия комитета, который вы возглавляете, понятны основные задачи – подготовка норм Регламента СФ, порядка организации деятельности Совета Федерации и контроль за правильностью их применения. В то же время одним из приоритетных направлений работы сенаторов в комитете вы считаете совершенствование законодательства в сфере защиты прав потребителей. Почему именно эта сфера? В каком направлении нужно «корректировать» эту нормативную базу?
– Изменения, происходящие в современной экономике, развитие цифровых технологий, появление новых сфер и сегментов потребительского рынка – всё это указывает на необходимость актуализации действующего Закона «О защите прав потребителей». Самая бурно развивающаяся сфера потребительского рынка, которая вместе с этим продуцирует наибольшее количество жалоб, – это электронная коммерция. К сожалению, действующий закон не регулирует права потребителей при приобретении цифровых продуктов и услуг (аудио- и видеостриминговые сервисы, онлайн-кинотеатры, цифровые копии программного обеспечения и игр, внутриигровые покупки). Вне сферы его действия остаются площадки объявлений и социальные сети, через которые потребителям реализуется всё больше товаров и услуг. То есть незащищёнными оказываются миллионы российских граждан, которые в этих условиях очень часто становятся жертвами мошенников.
Регулярно возникают ситуации, когда компания нарушила права потребителя и не компенсирует причинённый ущерб (скрывает имущество, выводит денежные средства), даже если гражданин выиграл судебный процесс. В этой связи давно назрело введение института субсидиарной ответственности учредителей – основатели компаний, работающих на потребительском рынке и грубо нарушающих закон, должны отвечать перед гражданами наряду с самим юридическим лицом.
Действующее законодательство содержит только базовые нормы, предусматривающие права потребителей на гарантийное и сервисное обслуживание, в том числе в отношении импортной продукции.
Отсутствие в законе специальных норм по данному вопросу привело к тому, что в условиях массового исхода иностранных компаний возникло множество трудностей с защитой прав граждан. Это в очередной раз указывает на необходимость существенной доработки нашего закона.
В частности, речь идёт о расширении границ ответственности импортёров за ввозимую продукцию, а также обязанности открывать представительства в России, если иностранная компания желает продавать российским потребителям товары или услуги, в том числе посредством сети Интернет.
Кроме того, в условиях отказа от проверок и перехода к риск-ориентированному подходу особую значимость приобретает общественный контроль на потребительском рынке – требуется существенное расширение прав и возможностей общественных объединений потребителей.
Задача законодателя состоит в том, чтобы найти оптимальный баланс в регулировании и обеспечить высокий уровень защиты прав потребителей при сохранении условий для развития бизнеса.