Отечественные специалисты по разведению пчёл, пасечники со стажем всё чаще стали сталкиваться с системными проблемами в своей сфере и откровенным разгильдяйством чиновников от аграрного сектора. В редакцию обратился человек, который сам столкнулся с подобными проблемами. В результате изучения вопроса получился следующий пессимистический обзор.
За последние семь лет в России зафиксировано резкое снижение количества пчелосемей, которое специалисты связывают с плохой подготовкой специалистов ветеринарии, которые занимаются в том числе пчёлами, и бесконтрольным применением пестицидов на полях, в садах и прочих сельхозугодьях.
Пасеки у нас держат и дачники, для которых это просто хобби и желание обеспечить семью своим мёдом, и профессионалы-пчеловоды, а значит для них пчеловодство — ремесло и заработок. Но обе категории одинаково столкнулись с массовой гибелью пчёл.
Чёрный цикл
Особо беспощадным для пасечников стал 2019-й. Официально известно, что в 25 регионах России погибло более 80% пчелосемей, а урожай мёда уменьшился на треть. Далее года три был относительно благополучный период, но в 2022-м отмечен масштабный мор пчёл, при котором гибли тысячи тысяч насекомых. Общественники от пчеловодства заявляли об исчезновении свыше 30% популяции.
Федеральный научный центр пчеловодства подсчитал, что с 2020 года число пчелосемей в РФ уменьшилось на 20%, причиной чего стали массовые потравы пестицидами высокого класса опасности при обработке полей. Официально убыль «пчеловечества» подтвердил и Росстат. Согласно данным статистиков, «количество пчелосемей в России снизилось с 3,4 млн в 2014 году до 2,7 млн в 2022 году».
В большинстве случаев причиной гибели пчелиных семейств было отравление ядохимикатами, пестицидами, инсектицидами, которые аграрии используют для обработки сельхозугодий. Происходит это чаще всего из-за невнимательности и халатности при использовании средств защиты растений (СЗР). Такой вердикт при изучении проблемы вынесли в Россельхознадзоре. Согласно инструкции, селяне-растениеводы обязаны проводить работы по защите полей от насекомых «не позднее, чем за 10 дней до начала цветения большинства культурных растений, и заранее сообщать пчеловодам, каким препаратом планируется работать».
Всё оказалось не так на практике: в положенные инструкцией предварительные 3-5 суток аграрии не укладываются, а о планах по обработке полей химикатами сообщают хорошо если 1 раз через местную газету и то в начале полевого сезона. За микропериод пасечники никак не могут вовремя среагировать и принять меры защиты пасек: «вывезти их за 7 км от района обработки или на время закрыть ульи».
Известно, что с середины июля прошлого года массовую гибель пчёл отметили пасечники Брюховецкого района Краснодарского края. Специалисты Роскомнадзора смогли тогда установить факт обработки прилегающих к пасекам полей сельхозназначения рядом неустановленных препаратов. Регулятор позже обнародовал данные расследования: экспертам удалось выявить «3 синтетических действующих вещества пестицидов: фипронил (1-3 класс опасности), цигалотрин (1-2 класс опасности) и высокоопасный бифентрин».
Опишем конкретный момент. В Башкирии фермеры поливали опасной для трудолюбивых насекомых химией липу — один из основных медоносов, а также поля кипрея, тоже медоносного источника для местных пасек. Обработка проводилась в солнечный день, проводили её троекратно. То есть, суммарно изоляция пчёл — более месяца. Срок медосбора не превышает одного месяца. Говорить о каком-либо медосборе после такого бессмысленно. Никаких предупреждений пасечникам от фермеров не было. После ряда жалоб было заявлено, что всем пострадавшим пасечникам будет компенсация. В итоге ничего никто не выплачивал. И случаев таких очень много по разным регионам.
Законы и суды
Дело в том, что доказать свою правоту и отравление пчёл пасечникам невозможно, если даже довести до судебного разбирательства, на фермеров накладывают смехотворные символические штрафы.
На сегодня существуют правила, указанные в статье 16 Федерального закона от 30.12.2020 г. № 490-ФЗ «О пчеловодстве в Российской Федерации», согласно им, аграрий должен оповещать население и пчеловодов, находящихся в радиусе 7 км от границ полей, о запланированной обработке не позднее, чем за 3 дня до начала процесса. Через СМИ, например. Но в реальности фермеры размещают в середине-конце весны лишь одно объявление, зато потом весь сезон уже без предупреждений опрыскивают посадки. В единственном оповещении аграрии пишут, что будут обрабатывать растения с мая по сентябрь. Формальность соблюдена, но полезные насекомые продолжают погибать.
Сложно обращаться пострадавшим и в суды. Поскольку трудно сделать экспертизу: все этапы исследований требуют высоких затрат. Отметим, что единственную лабораторию, результаты исследований которой принимают российские суды, отличают высокие цены на препараты. Берём лишь один препарат борей, наиболее опасный для пчёл.
Прискорбно, что не существует норматива для продуктов пчеловодства. Стоимость за исследование на содержание лямбда-цигалотрина в подморе пчел методом ГХ/МС составляла тогда 17950,74 руб. + Имидаклоприд. В общей сложности только на это нужно порядка 100 тыс. Не забывайте, что до лаборатории доставлять пчёл пасечник также должен за свой счёт. Не у каждого найдётся столько денег.
Также есть проблема в ветеринарии. Отечественные ветеринары не обладают знаниями в области пчеловодства. Ведь проверяющий должен освоить базовые знания, потом биологию пчёл, и потом уже только общие принципы ветеринарии в пчеловодстве с углублённым изучением вплоть до лабораторных работ.
На деле ветврачей в общих чертах знакомят с болезнями пчёл, без изучения биологии пчёл. Эти горе-специалисты не изучают толком даже санитарию на пасеке. Уже не говоря об эпизоотологии, которая важнее ветеринарии пчёл для проверяющего. Последняя дисциплина как раз и направлена на предотвращение распространения болезней на пасеках. Цены на лабораторию выросли в разы с момента того инцидента, который мы указали.
Что касается предотвращения отравлений, существует инструкция по профилактике отравления пчёл пестицидами. Она 1989 или 1990 года. Устаревшая и «отсталая», но даже её горе-специалисты не используют. При обращении в Минсельхоз ответили, что случай в пересмотре не нуждается. Человек пошёл в Генпрокуратуру. Удалось добиться наказания фермера. Выписали штраф аж в целых пять (!) тысяч рублей, погрозили, что так делать нельзя и тут же выписали господдержку на 700 тыс. руб. Судебные инстанции в упор не видят владельцев пчёл, поскольку они «сами виноваты зачастую».
Попытки найти общие точки
Противостояние пчеловодов и фермеров не исключает и переговоров между враждующими сторонами. Об этом сообщил секретарь общероссийской общественной организации «Промышленные пчеловоды России» (СППР)Алексей Кондряков: «Пчеловоды и аграрии начали выходить на контакт друг с другом, растениеводы стали согласовывать свои действия во время обработок с пасечниками. Определенная разъяснительная работа начала проводиться под контролем региональных Минсельхозов, создаются общие группы растениеводов и пчеловодов в соцсетях и мессенджерах. Большую работу в этом направлении ведет наша общественная организация СППР». Общественник оптимистично смотрит на эти тенденции, но предлагает сохранять тенденцию и понимать, что проблем меньше пока не стало.
Хоть прошлый год пчеловоды провели не так мрачно, но из регионов продолжают приходить сообщения о гибели пасек. «Причина та же: некомпетентность агрономов, отсутствие предупреждений, использование препаратов 1 и 2 класса опасности и самое главное — опять нарушение регламента применения пестицидов». Негативно сказывается нарушения регламента применения пестицидов и на качестве меда, ради которого люди и разводят пасеки. У каждого пестицида есть собственный период распада: чем дольше длится распад, тем выше вероятность того, что мед, в который попала эта химия, принесёт скорее вред, чем пользу своему потребителю. При таком риске возрастает важность оповещение пасек о предстоящих обработках.
На службу пчеловодам поставят «Сатурн»
В начале текущего года Россельхознадзор заявил о намерении организовать оповещение пчеловодов об обработках аграрных земель при помощи федеральной системы прослеживаемости пестицидов и агрохимикатов (ФГИС «Сатурн»). Сделано это будет совместно с Единой федеральной информационной системой о землях сельскохозяйственного назначения (ЕФИС ЗСН).
При помощи этой системы специалисты на практике смогут исполнять законодательство в части оповещения пчеловодов. Сроки оповещения также скорректируют — изменения законодательства, в указанном ФЗ с сентября начнут действовать поправки. Пасечники смогут получать оповещения об обработке полей агрохимикатами не позже, чем за 5 дней. Пристальной проверке будет подвергаться качество меда и побочные продукты пчеловодства. Всё это возьмёт на себя Роскачество.
Мировая практика
Как решили этот вопрос в Италии? Коряво, но тем не менее, работает. Штраф за нарушение использования пестицидов связан с площадью обработанных посевов, но не менее и не более. Сумма внушительная. Занимается этим служба что-то вроде российской СЭС. Реагируют немедленно. Анализы делают совершенно бесплатно.
Как решили этот вопрос в Сербии? Во-первых, пока не обучат фермера работать с пестицидами, само собой с экзаменами, ни о какой обработке полей даже речи нет. Далее следует строго оповещение. При этом фермер должен обосновать применение того или иного пестицида. Само собой за нарушения идут штрафы, которые лишают фермера экономической целесообразности применения пестицидов. Ветслужба и лаборатории работают бесплатно.
В России ограничиваются символическими штрафами, ограждают аграриев от проверок, становятся на сторону фермерских хозяйств и агрокомплексов в тяжбах. Недостаточно знаний у судебных экспертов, акт отбора проб написать грамотно некому.
«У кого пчелы, у того и мед»
Эти, на первый взгляд, поверхностные проблемы имеют долгосрочные последствия. Поскольку пчёлы — это не только сбор мёда, воск, прополис, перга и прочие сопутствующие продукты. Эти полезные насекомые опыляют 80% энтомофильных культур (опыляемых насекомыми растений), делая краеугольный вклад в выращивание ягод, овощей, фруктов, семян растений и кормовых культур. Именно от пчёл в большинстве зависит урожай, продовольствие в стране. В некоторых регионах Китая, например, фермерам самим приходится выполнять функции пчёл во фруктовых садах, поскольку насекомых нет.
Труд пчелы значительно повышает урожайность перекрестноопыляющихся культур, улучшает качество семян и плодов. Среди полевых культур без опыления пчёл не обходятся гречиха, подсолнечник, эспарцет, горчица, рапс, кориандр, кенаф, цикорий; из бахчевых — арбузы, дыни, тыквы; из овощных — огурцы, кабачки, семенники капусты, брюквы, репы, лука. Осенью прошлого года на дефицит пчелосемей пожаловались растениеводы Юга России. Это негативно отразилось на урожайности в хозяйствах. Проблему ощутили Кубань, Краснодарский край и Ставропольский край. Пасечники отметили, что аграрии на фоне того кризиса готовы были «заказывать» пасеки из соседних регионов для своих полей.
Экологи предупредили, что государство ждёт катастрофа, если профильные специалисты не займутся решением проблем пчеловодства. Надеемся, их услышат.