Аргументы Недели. Челябинск → Общество 13+

Судебная экспертиза в России: какой она будет

, 13:27

Судебная экспертиза в России: какой она будет
На фото Александр Власов

Роль объективной экспертизы в системе судопроизводства трудно переоценить. Полученная экспертами информация разъясняет спорные моменты, уточняет или опровергает данные. Одним словом, это то, что нужно для разрешения противоречий, возникающих в судебном или досудебном процессе. Вместе с тем не секрет, что регулирование экспертной деятельности осложнено явным отставанием законодательства от современных реалий. Ответить на наши вопросы любезно согласился директор научно- исследовательского института судебных экспертиз «СТЭЛС», профессор Российской академии естествознания Александр Власов:

— Владимир Васильевич, я хотел бы несколько слов сказать о грядущих изменениях в нашем законодательстве, которые достаточно близки к сфере моей профессиональной деятельности. Сейчас, например, в Госдуме обсуждается или готовится к обсуждению более или менее отредактированный текст нового Федерального закона. Ну, может быть, не совсем нового, он существовал и раньше. Федеральный закон № 73, так называемый «О государственной судебно-экспертной деятельности». И эта тема перманентно всплывает в нашем сообществе о том, что он нуждается в серьезной переработке. Всплывает она уже на протяжении, наверное, 15 лет, но никак не удается найти. По крайней мере, раньше не удавалось найти каких-то компромиссных решений в силу того, что слишком разные интересы у разных групп людей, которые, так или иначе, к этому причастны.

 

Имеем больше экспертов и больше проблем

Это кто такие, Александр Юрьевич? И что за компромиссы? Что за группа людей?

— Одна группа людей представлена Министерством юстиции и подведомственными ему экспертными учреждениями, которые входят в состав Минюста, и в какой-то мере аффилированные с ними все остальные государственные экспертные учреждения. Вот это одна как бы сторона, которая, естественно, отстаивает или пытается отстаивать жесткую государственную монополию на осуществление этой деятельности. А вторая сторона представлена гораздо большим в численном составе количеством энтузиастов из негосударственных экспертных учреждений, которых сейчас развелось несметное количество и которые тоже претендуют на какой-то кусочек этого пирога.

Бюджетного?

 Необязательно бюджетного, ведь оплата экспертиз складывается из двух составных частей. Одну можно условно назвать бюджетной. Это те экспертизы, которые назначают в негосударственные учреждения, допустим, органы предварительного следствия и суды, когда по своей инициативе. И это все оплачивается, естественно, из бюджета.

И вторая часть, пожалуй, даже большая, когда речь идет о судах общей юрисдикции или об арбитражных судах, там оплату экспертиз осуществляют заинтересованные стороны.

И там на самом деле денежная емкость этого рынка достаточно большая. Деньги там вращаются серьезные, вокруг них, абсолютно предсказуемо, разворачивается всегда борьба, и вот в данном случае это борьба выливается в соперничество между государственными и негосударственными экспертными службами.

Причем негосударственные обладают как своими недостатками, конечно, потому что у них нет систематического бюджетного финансирования — «волка ноги кормят только», так и своими достоинствами они обладают тоже. К этим достоинствам, во-первых, можно причислить то, что, согласно даже ныне действующей редакции Федерального закона № 73, негосударственным экспертом может быть изначально только субъект, имеющий как минимум высшее образование. А вот для государственных экспертных учреждений, Минюстовских и экспертных центров МВД образование не требуется никакое, то есть достаточно вполне средней школы. Это прописано прямо в законе. Это первое.

Второе — очень серьезный аргумент в пользу негосударственных состоит в том, что государственные совершенно точно не справляются со стремительно возросшим за последние 10 лет объемом работы. И возникает абсолютно неприемлемая ситуация, когда сроки выполнения экспертиз в значительной части государственных экспертных учреждений начинают измеряться годами — не днями и не неделями. Вот до позапрошлого года считалось еще более или менее приемлемой и терпимой такая градация, что до полутора лет. Сейчас сроки выполнения некоторых экспертиз уже исчисляются 2–2,5 годами.

 

Время не главное. Оно единственное.

Вот как? Например

— Да, это огромное число экспертиз, которые выполняются в экспертных учреждениях Следственного комитета или в психиатрических, допустим, учреждениях. Сейчас все это находится в такой ситуации, что они принимают в работу новые дела — и уголовные, и гражданские, сразу же с указанием на то, что это дело будет реально взято в работу через 1,5–2 года. До этого существует очередь. То есть, в порядке очередности до вас дойдет дело через 1,5–2 года. Но между тем процессуальные сроки расследования ведь никто не отменял. Они ограничены определенным временным лагом. И сейчас вот эти гигантские сроки выполнения экспертиз являются реальным и очень серьезным препятствием, которые объективно вынуждают и тот же Следственный комитет, и суды в ряде случаев прибегать к помощи негосударственных экспертных служб, потому что там таких сроков не бывает, которые годами измеряются. Ну месяц, ну, максимум, два. Но никак не годы.

 

Почему? Чем не устраивают негосударственные экспертные учреждения? Почему такое противостояние? Они что, менее управляемые и менее зависимые?

 

— Да, факторов на самом деле много, и начнем с того, что они безусловно и объективно менее управляемые. На государственные осуществлять какое-то давление с использованием просто так называемого телефонного права, или даже просто намеком, гораздо легче, чем на негосударственного. Вот очень простой пример из нашей действительности — когда-то несколько лет тому назад у нас главный судебно-медицинский эксперт немножко закапризничал со сроками и с пожеланиями со стороны учреждения, назначившего экспертизу. И на следующий день без объяснения причин он был уволен. И такая угроза реально существует, и она реально воспринимается любым государственным экспертом.

На негосударственного эксперта таких способов и таких рычагов воздействия и устрашения не существует. Его можно только ласково попросить, но не более того. Предпринять какие-то репрессивные меры — ну нет такого инструмента, который можно было бы использовать, по крайней мере, в систематическом режиме. Вот поэтому они существуют.

Допустим, сейчас вот по стране в целом, если взять все 85 регионов, в том же Следственном комитете лежит больше 15 000 уголовных дел, по которым истекают уже сроки расследования, а экспертизы до сих пор не проведены. И каких-то реальных перспектив на то, что они будут скоро проведены, не существует. Это на самом-то деле катастрофа, которая вынуждает следственные органы прибегать к помощи тех же негосударственных экспертных учреждений. Но, тем не менее, борьба с ними идет, где-то явная, где-то завуалированная. Сейчас, судя по всему, решило вот это правоохранительное сообщество использовать уже артиллерию главного калибра в виде нового Федерального закона. Ну, вернее, в виде новой редакции. И, насколько я знаком с этими предложениями, которые корректируют этот Федеральный закон, их, собственно говоря, единственным целевым назначением является создание новых и серьезных препятствий для работы негосударственных экспертных учреждений. Что представляется вот автором этого закона очень хорошим и благородным делом. Но на самом деле это совсем не так…

 

Продолжение следует

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram