На недавних февральских слушаниях и очередном заседании городской Думы депутаты еще раз детально обсудили несколько ключевых для областной столицы задач. В частности, сверили с мэрией планы по обустройству городских набережных и транспортных развязок. Надо сказать, команде нынешнего думского созыва в тесном взаимодействии с горадминистрацией удалось внятно разложить на этапы решение многих «застарелых» градостроительных проблем. Есть чёткое понимание, как действовать дальше. Важнейшим решением стал обновленный в соответствии с велением времени и новыми потребностями жителей Генеральный план Иркутска. Документ вместе с ранее утвержденной Стратегией социально-экономического развития города прорисовывает будущее города на два десятилетия вперед.
Берегоукрепление — важный шаг к комфортной единой набережной
Берегоукрепление и создание в Иркутске единой набережной вдоль Ангары народные избранники под председательством Евгения Стекачева обсудили на депутатских слушаниях 28 февраля. Вопрос вынесли на слушания по инициативе депутата Думы Иркутска Александра Друзенко и вице-спикера Сергея Юдина.
На сегодняшний день ситуация следующая. Администрация города подготовила концепцию, в ней определены шесть участков береговой линии общей протяженностью 11 км. Два этапа реализации концепции выполнены, еще в 2011 году соответствующие объекты введены в эксплуатацию. Дальше Совет Федерации рекомендовал мэрии реализовать берегоукрепление еще двух участков — от плотины ГЭС до бульвара Постышева и от Глазковского моста до мемориала «Вечный огонь» (Цесовская Набережная).
Как доложили депутатам, по участку в Октябрьском округе заключен контракт на проектно-изыскательные работы. Срок выполнения работ уже истек, и разработка ПСД практически завершена. Подготовленную проектно-сметную документацию в ближайшее время направят на экспертизу. Выполнить берегоукрепление и благоустройство этого, «верхнего», отрезка набережной рассчитывают в период с 2026 по 2028 год.
Что касается набережной у реки в Правобережном округе (территория примыкает к ранее укрепленному участку), контракт на проектные работы заключен еще в 2021 году. Исполнитель не выдержал срок, так как возникли сложности с прохождением экспертизы. К настоящему моменту, пояснили народным избранникам, все замечания устранены, вот-вот ожидается положительное экспертное заключение (и действительно вскоре после слушаний поступила информация, что госэкспертиза пройдена успешно — АН). Мероприятия по берегоукреплению стоят в плане на 2027 год.
Воплощение подобных масштабных планов требует опоры на региональное и федеральное финансирование. Для привлечения средств администрация города подготовит и направит в министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области заявку на субсидирование. Предварительная стоимость проекта берегоукрепления составляет 1,3 млрд рублей. В случае согласования выделения средств, работы возможно будет начать в 2025 году.
Также заммэра — председатель комитета по градостроительной политике Евгений Харитонов, обратил внимание на готовность компании Эн+ поддержать преображение городской территории. Холдинг может вложиться в проектные работы по благоустройству дорожно-уличной сети на участке Цесовской набережной. Это будет продолжение существующего двухярусного променада со шпунтовыми вертикальными стенками в воде.
Планы действительно впечатляющие. Чтобы они воплотились в реальность в соответствии с задуманным, депутаты иркутской Думы оставляют вопрос на контроле.
«Новое рекреационное пространство решит сразу два вопроса. Позволит облагородить территорию, а также сформировать современную защиту от подтопления», — отметил председатель Думы Евгений Стекачев.
Дорожные планы на контроле у депутатов
Еще одна актуальнейшая тема, поднятая на недавних депутатских слушаниях — строительство объектов дорожной инфраструктуры, так необходимых для разгрузки год от года только нарастающих транспортных потоков.
Каковы, в частности, перспективы расширения выезда из города Иркутска в сторону Шелехова. Инициатором обсуждения выступил депутат по избирательному округу №24 (в него входит район Синюшиной горы) Григорий Вакуленко. Он охарактеризовал нынешнюю непростую ситуацию без прикрас: «Город стоит в пробках. Выехать с Синюшиной Горы почти невозможно, въезд также затруднен в любое время года. Недавно я полтора часа пытался доехать до Иркутска из Шелехова. Проблему нужно решать».
Каким видится решение и что уже предпринято, доложил врио заместителя директора ОГКУ «Дирекция автомобильных дорог Иркутской области» Александр Халтубаев.
Проектная документация по реконструкции автомобильной дороги Иркутск-Шелехов с 9 по 16 км сейчас разрабатывается. Подрядная организация рассчитала интенсивность движения. Цифра — больше 17 000 автомобилей в сутки — несомненно подтверждает, что выезд из Иркутска в этом районе нужно расширять, причем требуется дорога, соответствующая первой технической категории.
Проект, который сейчас готовится, учитывает колоссальный трафик, заверил Александр Халтубаев. Так, планируется четыре полосы с освещением по всей длине, без пересечений — в одном уровне. В районе выхода дороги из Маркова проектировщики закладывают развязку в двух уровнях (полный «Клеверный лист») с отдельным съездом в село Смоленщина. Предполагается, что будут убраны все светофоры. Опасные «зебры» через трассу тоже должны убрать, а вместо них организовать пешеходные переходы под или над дорогой, всего их предусматривают шесть. Остановочных пунктов планируют 13.
При нормативном прохождении экспертизы положительное решение по проекту расширения автодороги Иркутск-Шелехов ожидается уже в 2024 году. И сразу же планируется заключить контракт на реализацию проекта. На входе в экспертизу стоимость строительства превышает 14 млрд рублей. В связи с дефицитом в бюджете, Дирекция дорог будет выходить на другие уровни финансирования и делить работу на два этапа (ориентировочно по 9,5 млрд и 4,5 млрд рублей каждый этап). Строительство займет около трех лет, при этом проезд будет функционировать, так что полностью перекрывать дорогу на этом участке не планируется, заверил ответственный докладчик депутатов и всех, чьи маршруты пролегают через этот въезд-выезд из Иркутска.
Для ослабления пробок в районе Синюшной горы одновременно необходимо сразу озадачиться расширением транспортного узла на ул. Маршала Конева. По этому участку разъяснения дал заместитель мэра — председатель комитета городского обустройства Сергей Чертков. После получения положительного заключения экспертизы на проект автодороги на Шелехов администрация города сможет начать проектирование расширения на Конева. Кроме того, уже проектируется реконструкция Кайского виадука, что также поможет с ликвидацией заторов на дорогах.
Депутаты Думы Иркутска решили, что вернутся к рассмотрению вопроса на депутатских слушаниях в июне 2024 года.
А в этот раз также в центре внимания оказалась реконструкция Маратовской развязки. Эту тему неоднократно выносил на площадку Думы вице-спикер Юрий Коренев. Напомним, что с 2009 года было разработано четыре варианта для этой дороги, один из них был утвержден и в 2011 году работы поделили на несколько этапов. За десять с лишним лет дорожная ситуация настолько изменилась, что планы тоже требуется корректировать. Проект уже неактуален, необходима разработка новой документации, ее стоимость — 25 млн рублей. Поэтому депутаты обратились к администрации города с просьбой изыскать необходимую сумму.
«Реконструкцию развязки мы начали обсуждать примерно 20 лет назад. Сначала об этом больше знали жители Куйбышевского и Ленинского района, которые проезжали через этот участок дороги, а теперь эта проблема очевидная для всех, — обосновал необходимость вложений в проектирование и реконструкцию Юрий Коренев. — Новая развязка поможет разгрузить участок дороги и подъезд со сторон Иркутского тракта и Ленинского района, увеличит интенсивность движения по ул. Баррикад, если будет двухуровневая развязка».
Генплан скорректирован в соответствии с актуальными задачами
На примере развязок и других городских пространств хорошо заметно, как меняется городской организм. Соответственно, очевидна и необходимость изменения документов территориального планирования. Например, генеральный план Иркутска в последний раз корректировался довольно давно, в 2018 году. Объективно настало время для «подстройки» под современные и будущие потребности.
Нынешний созыв Думы города Иркутска в тесном рабочем диалоге с мэрией также уделял этой теме пристальное внимание. И на 60‑м очередном заседании 29 февраля Дума утвердила корректировки в генплан Иркутска. В заседании принял участие вице-мэр города Андрей Южаков.
Проект генплана перед голосованием еще раз с ключевыми пояснениями представил главный архитектор Иркутска Антон Жуков. Он рассказал, что обновлённый документ разрабатывало ООО «АРТ «Геоника», в соответствии с нормативно-правовыми актами различного уровня. Учтены обозначенные заказчиком приоритетные направления развития областной столицы. Подрядчик проанализировал и принял во внимание в том числе ранее подготовленные городом концепции Знаменского предместья, Единой набережной, а также Стратегию социально-экономического развития Иркутска на период до 2036 года.
«Новый генплан соответствует всем задачам, которые диктует время, ставят жители и представители власти», — дал свою оценку документу мэр Иркутска Руслан Болотов.
Когда работа над генпланом только начиналась, глава города сразу дал понять: план нужно сделать понятным и прозрачным. Осенью прошлого года проект генплана был представлен на заседании Общественной палаты Иркутска. В адрес администрации поступило более 200 обращений от профессиональных сообществ, юридических лиц и граждан, неравнодушных к судьбе и облику родного города.
В итоге была проведена огромная, профессиональная работа и создан базис, за которым пойдут изменения всей остальной градостроительной документации Иркутска.
Срок реализации генплана — до 2043 года. В рамках проекта предусмотрено строительство логистического центра, четырех автовокзалов, шести транспортно-пересадочных узлов, двух мостов через реку, двух участков канатной дороги, северного обхода Иркутска и западной объездной дороги, более 40 км велосипедных дорожек, организация маршрутной сети электробуса, ликвидация аварийного жилья, строительство социальных и спортивных учреждений в шаговой доступности, сохранение и развитие зеленого каркаса и многое другое из важного для развития и позитивного преображения главного города Приангарья.
«В преддверии завершения работы седьмого созыва Думы могу сказать, что та деятельность, которую мы начали с первых месяцев, была направлена на стратегическое развитие нашего города, — прокомментировал спикер Думы Иркутска Евгений Стекачев. — Это развитие включает строительство теплового луча, единой набережной, реализацию Стратегии социально экономического развития Иркутска до 2036 года. Генплан — завершающая часть нашей стратегической работы. Задел, который мы создали, нужно сохранить и передать нашим преемникам».
На что нацелен обновленный генеральный план Иркутска: ключевые принципы
* Развитие компактного города в существующих границах с вектором на полицентричность.
* Развитие многофункциональной городской среды, комфортной, преимущественно среднеэтажной жилой застройки.
* Уменьшение функционального перекоса в городе за счет равномерного развития существующих районов.
* Снижение использования личного автомобиля на фоне развития приоритета общественного транспорта.
* Замена аварийного жилого фонда.
* Развитие централизованных общественных пространств.
Иркутск заботится о детях военнослужащих
На 60-м очередном заседании Думы Иркутска депутаты единогласно поддержали дополнительную меру социальной поддержки для семей участников специальной военной операции. Инициативу внес мэр города Руслан Болотов. Теперь дети из семей участников спецоперации смогут бесплатно посещать летние лагеря при школах.
Чтобы получить льготу, необходимо направить заявление в учебную организацию, пояснили депутаты. В настоящее время в Иркутске 729 детей, которые могут воспользоваться такой мерой поддержки.
«Работа по оказанию помощи родственникам военнослужащих, участвующих в СВО, ведется на постоянной основе как на уровне страны, региона, так и нашего города, — прокомментировал в своем telegram-канале председатель Думы города Иркутска Евгений Стекачев. — Детям из семей бойцов предоставлена возможность бесплатно посещать сады Иркутска, питаться в муниципальных школах, ездить в общественном транспорте. Такие абитуриенты имеют преференции при поступлении в вузы».
В целом, на февральском заседании иркутские депутаты рассмотрели 15 вопросов. Так, городская Дума утвердила границы ТОС «Рубин», «Новая волна», Отчет о результатах приватизации муниципального имущества Иркутска за 2023 год. Внесла изменения в Стратегию социально-экономического развития города до 2036 года, Положение о комитете по управлению муниципальным имуществом мэрии и о комитете по градостроительной политике, Положение о муниципальных правовых актах, в отдельные решения представительного органа города и другие документы.
По информации официального интернет-ресурса Думы города Иркутска