Судостроительная индустрия - одна из постоянно растущих отраслей экономики. Согласно оценке издания “Корабел” мировой судостроительный рынок к 2026-27 гг. достигнет диапазона от $53,3 млрд до $167 миллиардов. О тенденциях, особенностях и профессиональном пути в судоремонтной индустрии мы побеседовали с Анатолием Кучугуровым - ведущим экспертом в сфере судового электрооборудования и средств автоматики с более чем 10-летним опытом работы.
Как начался Ваш профессиональный путь? Когда Вы поняли, что свяжете свою карьеру с морем и механизмами, ведь добиться успеха в таком деле очень сложно, Ваша профессия требует огромной подготовки и знаний?
В целом эта профессия требует огромной подготовки и знаний, не каждый может заниматься этой деятельностью. Я с детства имел тягу к механизмам и электронике. Получив высшее инженерное образование в Камчатском Государственном Техническом Университете по специальности “эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики”, я твердо знал, что моя дальнейшая карьера будет связана с различными механизмами. В 2016 году я получил профессиональную Лицензию, позволяющую занимать должность электромеханика на морском судне, работать с главной двигательной установкой более чем 750 кВт. В конце концов я был назначен на должность второго электромеханика - если говорить просто, то это ведущий специалист на судне по электрочасти. Так и начался мой профессиональный путь.
У Вас были задачи по ремонту и обслуживанию огромного количества различных судов, в том числе вы обслуживали работу судов иностранной постройки, ремонтировать которые может лишь опытный и высококвалифицированный специалист, так как такая работа требует смекалки и определенных профессиональных компетенций. В вашей карьере даже был сложнейший ремонт секционного автомата SACE NOVOMAX G3 2500A. Не могли бы Вы раскрыть некоторые тонкости в специфике работы с судами из разных стран?
Моя карьера в основном и была связана с судами иностранного производства, я работал в должности электромеханика и среднем морозильном рыболовном траулере (СРТМ) “Solborg”, построенном в Норвегии в 1987 году. Работал и на рыбацких судах германского производства (преимущественно ГДР), обслуживал и ремонтировал суда типа СРТМ “мыс Меньшикова”, он же проект FVS-419, построенный на верфи Volkswerft VEB, Штральзунд, ФРГ; СРТМ “Иоланта”, он же проект R-9104/R-8830 1992года, страна производства - Норвегия. Был у меня и опыт работы с советскими и российскими судами, хотя в основном я работал с иностранными кораблями. Самые продуманные и удобные в любом плане - суда Норвежской постройки, обслуживать и ремонтировать которые одно удовольствие, кроме того, “норвежцы” отличаются, как правило, хорошей технической документацией. “Немцы” - они как мерседес: красивые, удобные, но ремонтировать - тот еще квест.
Многие моменты, как электромеханика, неудобны, например, в некоторых аспектах, немецкие конструкторы создали слишком громоздкую, сложносоставную систему автоматики, которую мне, как специалисту ясно как чинить, но с учетом времени, многие запчасти попросту не найти. Но все эти суда отличает одно: с молотком и на коленке их качественно не починить. Надо быть специалистом и профессионалом своего дела, иметь хорошее понимание работы основных и вспомогательных механизмов, иметь навыки радиолюбителя, хорошую смекалку и начальные знания английского языка. Если за судном следить и не лениться, то оно отплатит тебе спокойной и приятной работой. Говоря о сложностях, могу заметить еще один момент: основная техническая документация велась, как правило, на иностранном языке и чаще всего не на английском, хотя более современные суда уже имеют продублированный вариант документов на английском языке, что очень удобно. Возвращаясь к вопросу о деталях в таких судах - как правило оборудование приходилось делать по спецзаказу, а достать запчасть сегодня особенно сложно. Приходится постоянно применять смекалку, подбирать аналоги или полностью изготавливать сломанную деталь с нуля.
Лайнеры, баржи, китобои, рыболовные траулеры. Как правило, обыватель с трудом различает типы плавсредств. Опираясь на свою спец. подготовку по ремонту машин любого класса, подтвержденную сертификатами по стандартам Международной конвенции о подготовке, дипломировании моряков и несении вахты, расскажите, существуют ли какие-то особенности при ремонте определенных систем различных кораблей?
Как выразился Джон Шедд: “Корабль в гавани безопасен, но корабли строятся не для этого”. Особенности ремонта различных систем конечно существуют, так как все суда разные, были созданы для разных целей. Например, судно для перевозки грузов (машины, контейнеры и т.п.) имеет стандартный набор оборудования для обеспечения безопасного мореплавания и может иметь оборудование для погрузки/загрузки, соответственно при ремонте это нужно учитывать. А вот такое же судно, но для перевозки мороженой рыбной продукции уже имеет рефрижераторное оборудование для обеспечения температурного режима в трюмах. Судно типа СРТМ имеет рефрижераторные трюма для хранения своей продукции, механизмы и орудия лова для добычи рыбных биологических ресурсов, а также рыбный завод на борту для соответствующей обработки. Можно сделать вывод: чем больше задач у судна, тем сложнее его ремонт из-за обилия различного оборудования, выше требования к персоналу по ремонту и обслуживанию. Мне приходится иметь дело с рефрижераторным оборудованием, с механизмами лова различного сырца, с различными технологическими системами, и, конечно, со стандартным набором оборудования для обеспечения безопасного мореплавания.
Отрасль судоремонта постоянно развивается, а действительно грамотных специалистов в ней немного. Обладая таким внушительным запасом знаний и опыта, Вы могли бы открыть собственную судоремонтную компанию. Возможно ли такое развитие событий?
К сожалению, многие суда устаревают, ломаются чаще и ремонт всего, что ходит по морю становится все более востребованным. Поставив во главу угла действительно качественный ремонт, я принял решение создать компанию по ремонту и обслуживанию судов. Имея обширный опыт в ремонте и модернизации судового электрооборудования и средств автоматики, я планирую предоставить [1] услуги[2] по ремонту и модернизацию таких механизмов, причем любой сложности, произвести монтаж любого электрооборудования низковольтных сетей, составить план ремонтных работ, провести диагностику, профессиональные консультации и так далее. При этом, мы сможем предложить некоторые из вышеописанных услуг, такие как консультации и диагностика по всей России. По мере развития проекта, штат будет увеличиваться и открывать смежные направления ремонта.
Без хорошо работающих механизмов судно будет неработоспособно, вследствие чего хороший электромеханик на корабле - один из важнейших членов экипажа. Какие механизмы чаще других требуют ремонтных работ, на ваш взгляд? Какие виды поломок чаще всего требуют внимание специалиста?
Чем старше оборудование и сложнее, тем пристальнее надо следить за ним, чаще обычного производить осмотры и профилактические мероприятия. Еще нужно обратить внимание на то оборудование, которое работает непосредственно в агрессивной среде для него. Я, например, когда работаю в должности электромеханика в промысловом рейсе, знаю слабые места своего судна и чаще обычного осматриваю именно их, при необходимости производя ремонт. Часто срабатывает, так сказать, профессиональная интуиция. Бывало, и не раз, что я сдавал в ремонт оборудование, срок до планового ремонта которого еще не истек, но то при работе устройства звук слышен посторонний, еле заметный, то еще по каким-либо параметрам, меня не устраивающим. В процессе дефектовки оборудования с коллективом товарищей часто находили износ каких либо частей, который за короткий период времени вывел бы оборудование из эксплуатации. А судно ведь работает по 4-6 месяцев в море, надо тщательно готовить оборудование к таким походам. Как было сказано мне когда- то одним из моих наставников:“в море надо работать, а не ремонтироваться”.
Вы даете консультации и профессиональные прогнозы для своих заказчиков и клиентов, например, для многих судов рыболовного флота России. Расскажите, насколько сложна диагностика и анализ работы электромеханизмов судна? Сколько времени занимает данная процедура?
В процессе консультаций и прогнозирования моя задача - указать на оборудование, которое долго не проработает. В процессе такой работы, я тщательно проверял, производили ли ремонт механизмов, скажем так, в последний раз. Бывало такое, что следующий ремонт какого-нибудь устройства либо будет произвести невозможно, либо совершенно не рентабельно. Бывает невозможно спрогнозировать все, только отдельные случаи, особенно если прогноз касается электрооборудования судна. Существует множество факторов, которые влияют на срок службы оборудования. Самое главное- персонал, который эксплуатирует и следит за ним в работе. Человек способен создать любой механизм, он же в силах его разрушить.
Сегодня в отрасли существует тенденция, выраженная в нехватке опытных специалистов. С чем связан этот тренд?
Это, конечно, связано с ростом отрасли в последние несколько лет. Растущее количество судов должен кто-то обслуживать и ремонтировать. Сложность еще и в том, что в моей сфере нельзя быть человеком с узким кругозором, надо понимать как работает и лампочка, и целый комплекс корабельного оборудования, в котором задействованы такие системы как: гидравлические, пневматические, электрические и электронные. Понимание устройства большого количества разных корабельных систем поможет специалисту в поиске неисправности и настройке оборудования в короткие сроки.