> Ключевые тезисы и отчетные цифры мусорной реформы в Иркутской области - Аргументы Недели Иркутск

//Общество 13+

Ключевые тезисы и отчетные цифры мусорной реформы в Иркутской области

№  () от 20 февраля 2024 [«Аргументы Недели Иркутск», Ольга Брайт ]

Фото официального аккаунта регоператора в соцсети «Вконтакте»

Платить за то, что тебе уже не нужно, по сути, за хлам… Видимо, где-то на уровне подсознания у многих и возникает внутреннее сопротивление и удивление: «А что так дорого? За что вообще плачу?!» На самом деле, как раз за то, что нам помогают от всего этого мусора избавиться. В идеале — цивилизованно избавиться. А в реальности? О совершенствовании системы обращения с коммунальными отходами на прошлой неделе рассказал чиновникам «повыше» губернатор Иркутской области Игорь Кобзев. Есть прогресс, не спорим. Но вопросов к региональным операторам по обращению с твердыми коммунальными отходами, ТКО, по-прежнему немало. «АН» попробовали еще раз всё прояснить.

О реализации федерального проекта «Комплексная система обращения с ТКО» в Иркутской области губернатор доложил заместителю Председателя Правительства РФ Виктории Абрамченко. Совещание состоялось с участием заместителя Министра природных ресурсов и экологии РФ Дмитрия Тетенькина, генерального директора ППК «Российский экологический оператор» Дениса Буцаева и глав других регионов Сибирского федерального округа.

Коротко процитируем ключевые тезисы и отчетные цифры Приангарья.

«В регионе ежегодно образуется около 800 тысяч тонн твёрдых коммунальных отходов, — сообщил Игорь Кобзев. — Из них к региональным операторам поступает 682 тысячи тонн, процент охвата населения услугой составляет 90%».

В общей сложности на территории региона располагаются 25 объектов обращения с твердыми коммунальными отходами, в том числе полигоны в Черемхово и Слюдянке (находятся на стадии оформления разрешительной документации). Обрабатывать получается на данный момент 2,8% всех отходов, поступающих на объекты. Очевидно, что необходимо интенсивно развивать соответствующую инфраструктуру.

Игорь Кобзев обозначил приоритеты в работе по этому направлению. Чего не хватает области, чтобы результат мусорной реформы был ощутимей? Да, как гласят официальные новости, «генеральный директор ППК «Российский экологический оператор» Денис Буцаев в своем докладе отметил активную работу губернатора и команды Иркутской области в создании инфраструктуры по обращению с ТКО». Но, как говорится, всегда есть куда расти.

На совещании прозвучало: увеличить показатели к лучшему станет возможно, если будет построен современный комплекс с мощностью обработки ТКО до 405 тысяч тонн в год, также способный утилизировать мусор, до 141 тысячи тонны в год. Такой объект запланирован под Ангарском. «Он станет крупнейшим за Уралом и позволит достичь 51% показателя по сортировке ТКО, 26% — по доле направленных на утилизацию ТКО», — обрисовывает перспективу релиз пресс-службы губернатора и правительства Иркутской области.

Также Игорь Кобзев обратил внимание участников совещания на то, что региону необходимо построить ещё 11 объектов по обращению с твердыми коммунальным отходами. В эти стройки необходимо вложить, по предварительным расчетам, около 12 миллиардов рублей. Будут ли эти инвестиции в итоге переложены на потребителей? «Мы понимаем, что, решая эту серьёзную задачу, важно не допустить значительного увеличения тарифов на услугу регионального оператора для потребителей, — прокомментировал глава Иркутской области. — Одним из новых финансовых механизмов реализации этой задачи может быть использование «окрашенных платежей». Мы предлагаем направлять их на создание инфраструктуры по обращению с ТКО».

«Не допустить значительного увеличения…» Конечно, объяснить потребителям рост тарифов будет сложно. И без того мусорная тема часто и с эмоциональным «накалом» всплывает во всевозможных публичных дискуссиях. Людей волнует и стоимость услуг по вывозу мусора, и качество. В редакцию «Аргументов недели» также периодически поступают обращения с просьбой разобраться в ситуации с мусором как в областной столице, так и в других городах и селах. Мы обобщили несколько вопросов от жителей Иркутска и Иркутского района, который сегодня мощно застраивается, а, значит новые микрорайоны, СНТ и неорганизованные поселки генерируют все больше и больше мусора. Потому, возможно, проблематика здесь ощущается острее. Но похожие вопросы поступают и с других территорий.

Главные темы прокомментировала пресс-служба ООО «РТ‑НЭО ИРКУТСК», компания является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Иркутской области в зоне «Юг».

О тарифах

— Почему на территории Марковского МО нельзя дифференцировать тарифы за вывоз мусора для многоквартирных домов и частного сектора? — интересуются жители. — Похоже, что условие о проведении опроса на этот счет (выразить позицию должен, как минимум, 51% населения) специально заведомо невыполнимо».

— Региональный оператор не может влиять на изменение способа начисления. Его определяют муниципальные власти, — ответили в «РТ‑НЭО» — Для решения вопроса об изменении условий проведения опроса необходимо решать вопрос на законодательном уровне. Насколько нам известно, сейчас вопрос об условиях проведения опроса конкретно в Марковском МО решается на уровне Правительства области и администрации муниципалитета. Также мы выразили готовность провести голосование через личный кабинет регоператора с отражением результатов голосования — таким образом, чтобы любой потребитель мог проверить. правильно ли учтен его голос без раскрытия персональных данных.

— Есть информация о том, что на территории Ново-Разводной используется как раз дифференцированный подход к формированию стоимости услуг оператора: для жителей многоквартирных домов исходя из площади, в частном секторе — в зависимости от количества проживающих. Действительно ли так? И если да, то расскажите, каким образом была выбрана такая схема?

— Действительно, сейчас владельцам индивидуального жилья города Иркутска, а также поселков Молодежный и Новая-Разводная расчет стоимости услуги производится исходя из количества прописанных человек. Данное решение было принято на уровне муниципалитета, информации о том, каким образом было принято это решение у нас нет.

— Есть предложение о разовом оказании услуг проживающим в частном секторе, на основе договора. Практика сейчас такая: большую часть отходов люди утилизируют самостоятельно (сжигают, используют на компост, сдают как вторсырье), а остальное периодически (по мере необходимости) вывозят, заказав машину сторонней компании. Договоров с «РТ‑НЭО» у собственников индивидуальных домов и участков нет. Выставленные счета разве законны? Можно ли произвести перерасчёт и готов ли оператор сотрудничать «по факту»? То есть приехал, вывез накопленное и именно этот объем обсчитал?

— Правоотношения в области обращения с ТКО регулируются 89‑м Федеральным Законом и множеством подзаконных актов. Каких-то иных вариантов договорных отношений, таких как «разовый», «по факту» нормативной базой не предусмотрено. Всем жителям с момента начала реформы услуга оказывалась на регулярной основе.

Дополнительно сообщаем, что возможен перерасчет платы тем гражданам, которые самостоятельно законно организовали обращение с ТКО и доставили его до полигона. Подтверждением данного факта являются справки с полигона о приеме ТКО. В настоящий момент граждане, утверждавшие, что вывозят все сторонней машиной, ни одного документа для перерасчета не предоставили.

В ходе недавней встречи с жителями Марковского муниципального образования с их слов было установлено, что свой мусор они вывозят в контейнерные площадки, которые находятся в городе Иркутске или по пути их следования. Таким образом, выброшенные ими отходы в этом случае в полном объеме удалены региональным оператором (был осуществлен вывоз и последующее размещение). Соответственно, и все затраты компания понесла согласно установленному тарифу. Некоторые потребители, которые ранее утверждали, что услуга не оказана, так как отходы вывозились в город, сменили версию и теперь заявляют, что все отходы утилизировались ими самостоятельно. Чтобы прояснить все обстоятельства, был осуществлен выезд на территории. В итоге, факт самостоятельной утилизации оказался не подтвержден. Также каких-либо подтверждающих документов для перерасчета не было предоставлено.

В то же время стоит отметить: ежегодно региональный оператор вывозит с контейнерных площадок Марковского МО отходов больше, чем выставляется счетов. Так, в 2023 году было выставлено счетов на оплату услуги по обращению с ТКО на общую сумму 35 108 076 рублей, что соответствует вывезенному объему отходов в 62 286 куб. м, фактически же вывезен объем отходов 158 170 куб. м.

При этом имеются достоверно установленные факты использования жителями этих территорий контейнерных площадок города Иркутска, которые не использовались при расчете фактически удаленных отходов. Все эти обстоятельства позволяют утверждать, что услуга оказана в полном объеме, хоть и не является достаточно удобной для потребителя.

Также отметим, что сжигать мусор запрещено законом (ст. 18 Федерального закона от 04.05.1999 №96‑ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»).

— Насколько велика доля ошибок при формировании уведомлений о задолженности перед компанией? Знаем несколько случаев, когда цифры в письмах о «досудебном урегулировании» были некорректными (и существенно), не отражались в ГИС ЖКХ, например, а после личного обращения на горячую линию всё же были пересмотрены.

— У собственника помещения есть обязательство предоставить документы для открытия лицевого счета, а также для произведения перерасчетов и корректировок начислений, если таковые требуются (Постановление правительства №1156 от 12.11.2016). Если собственники и муниципалитеты не направили нам данные о жителях, то мы вынуждены брать данные для выставления счетов из открытых источников, где данные могут быть устаревшими и некорректными. В этом случае собственникам необходимо актуализировать данные для произведения перерасчета. В целом количество таких обращений минимально (не более 1% от общего количества контрагентов) и в основном касается следующих моментов:

* жилая площадь отличается от фактической (этот показатель мы можем установить только из сведений, который предоставляет потребитель);

* не соответствует количество прописанных — достоверно такой факт мы так же можем установить только из сведений, которые предоставляет потребитель, как и все следующие ниже;

* объект был продан;

* объект снесен, сгорел, уничтожен;

* объект не эксплуатируется.

— Каким образом оператор извещает о начислении платы жителей, которые, по их утверждениям, не заключали договора с оператором и квитанций не получают?

— Возможные способы уведомления контрагентов: доставка квитанций и писем АО «Почта России», автоинформатор (автообзвон), обзвон сотрудниками контактного центра, публикация в газете «Областная» и других СМИ региона, личный кабинет потребителя. Таким образом региональным оператором полностью исполнено требование закона по уведомлению потребителей.

Дополнительно сообщаем, что договор с региональным оператором действует на основании публичной оферты с 17 января 2019 г. для всех жителей зоны 2 «Юг». Подробнее с условиями договора можно ознакомиться на сайте регионального оператора: rtneo‑irk.ru.

Если кто-то из потребителей столкнулся с нарушением графика отправки квитанций, просим сообщить о нарушении. Контактный телефон: 8 (3952) 43-44-11, contact@rtneo-irk.ru.

О том, как организуется вывоз мусора

— Кто отвечает за контейнерные площадки и определяет их вид, конструкцию? Даже если такие решения вне зоны компетенции «РТ‑НЭО», сформулируйте рекомендации — какая площадка видится вам идеальной для современного города? По каким параметрам существующие площадки стоило бы «подтянуть» до оптимальных?

— Правила создания и содержания контейнерных площадок определяются нормами СанПиН. Регоператор отвечает за вывоз ТКО и КГО («крупногабарит») только с момента погрузки отходов в мусоровоз.

В порядке рекомендации обозначим некоторые параметры площадок, «которые необходимо подтянуть». Так, на большинстве площадок отсутствует инфраструктура для накопления КГО. То есть нет отсека или бункера. Также необходимо установить информационные щиты, по примеру: кто ответственный за содержание контейнерной площадки, контактный телефон, что можно и что нельзя складировать, график вывоза твердых бытовых отходов и крупногабаритных отходов, штраф за несоблюдение правил накопления ТКО. Важно обеспечивать круглогодичный доступ к площадкам, но регулярно доступу препятствуют грязь, снег, гололед, заставлено авто. Кроме того, стоило бы соблюдать стандарты контейнеров для Иркутской области (объем 0,75 и 1,1 куб м.), и количество баков должно быть достаточным при текущем объеме накопления ТКО, во избежание образования захламления площадки.

Что касается внешнего вида, то оптимален следующий вариант. Площадка с удобным подъездом и подходом. Закрытая с трех сторон и обеспеченная навесом. Контейнеры регулярно ремонтируются, красятся, моются, и на самой площадке тоже проводится уборка. В одном населенном пункте или муниципалитете целесообразно иметь контейнерные площадки одного стиля.

— Интересно узнать, какие инициативы и предложения со стороны регоператора, касающиеся совершенствования обращения с отходами в Иркутской области, в настоящий момент ожидают рассмотрения и решения уполномоченных структур.

Есть такие. Давайте по пунктам.

* Запуск услуги по вывозу индивидуальных контейнеров за доплату за каждый подъезд к любому домовладению.

* «Такси для отходов» — приложение схожее с «Яндекс Такси» для вывоза отходов и позволяющие вывезти отходы, не относящиеся к ТКО, из любого места.

* Создание ресайклинг-центров — центры приема вторичного сырья за вознаграждение (выкуп у сдавшего) и всех видов отходов, которыми не занимается регоператор, по принципу «одного окна».

* Перевод расчетов и контактов с потребителями в личный кабинет и приложение регионального оператора.

* Создание агротехнопарка, где можно будет стимулировать переработчиков вторичного сырья.

* Создание сети станций по термическому удалению отходов в труднодоступных местах.

* Создание нормативной базы субъекта по обращению с НЕ ТКО, включая привлечение к ответственности потребителей за складирование НЕ ТКО на контейнерных площадках.

* Финансирование вывоза НЕ ТКО с мест накопления.

* Финансирование содержания мест накопления ТКО.

* Финансирование ремонта мусоросборников минимум 1 раз в 2 года.

* Создание нормативного акта субъекта о штрафах за парковку у места накопления отходов.

Напомним о способе контроля за обслуживанием контейнерных площадок. Есть публичная карта площадок. Ею могут воспользоваться жители южных районов области и самостоятельно узнать график вывоза ТКО с интересующей площадки и его соблюдение. Фиксируются данные о вывозе отходов, времени обслуживания площадок и объемах мусора. Карта доступна на официальном сайте регионального оператора.



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте