Президент и его первая леди
21 февраля 2024, 12:07 [«Аргументы Недели», Егор Каргалинский ]
Как питерская журналистка Лидия Фролова помогла Станиславу Иванову превзойти своего учителя Валерия Рухледева и занять пост президента Всероссийского общества глухих (ВОГ).
После того как президент ВОГ Станислав Иванов был задержан следственным департаментом МВД РФ, у многих возник резонный вопрос, как он вообще оказался на этом посту? Логика и здравый смысл подсказывают, что многолетний помощник, больше десяти лет замещавший Рухледева не только в Центральном Правлении ВОГ, но и во влиятельных спортивных организациях, не мог быть в стороне от криминальных сделок по продаже недвижимости или хищению средств под предлогом ремонта зданий. Тем не менее, Иванову удалось убедить глухое сообщество и профильные органы государственной власти в том, что он – идеальный кандидат на высокий пост. Это едва ли получилось бы без помощи верной соратницы Лидии Фроловой.
Станислав Иванов занимал пост вице-президента ВОГ с 2010 года, и изначально был послушным винтиком в коррупционной машине руководителя организации Валерия Рухледева, ныне осужденного на многолетний срок. Наравне с другими членами Центрального Правления Иванов безропотно согласовывал сделки по обналичке и хищению средств через мнимый ремонт зданий филиалов в регионах, одобрял продажу недвижимости ВОГ по заниженным ценам с последующей дележкой кэша между топ-менеджментом, стриг шерстку призовых денег с сурдлимпийских чемпионов в качестве одного из соучредителей Благотворительного фонда Сурдлимпийского движения. Ведь глухой спортсмен допускается к участию в соревнованиях только при условии выплаты части премиальных спортивным функционерам под видом «взноса в благотворительный фонд».
Мощное ускорение карьере Иванова придало знакомство с журналисткой, медиа-менеджером и пиарщицей Лидией Фроловой, вроде бы не имеющей отношения к сообществу глухих. Слышащая, из семьи слышащих, она работала коммерческим директором телеканала РБК со дня его основания, а в середине десятых годов была увлечена социальным проектом WorldSkills. Более того, Фролова приводит в Россию движение «Абилимпикс», чемпионаты по профессиональному мастерству среди людей с особенностями развития.
Видимо, тогда она и оказалась в поле зрения Станислава Иванова, который решил, что она может оказаться ему полезна. ВОГ вошел в число учредителей российского АНО «Абилимпикс», а Фролова стала президентом этой организации и ближайшей помощницей самого вице-президента ВОГ Иванова. Именно с этого момента они в четыре руки начинают активно развивать и продвигать новые проекты, претендующие на солидные гранты, спонсорство и т.п. Возрастающий финансовый поток быстро увеличил аппаратный вес тандема.
Впрочем, не только аппаратный… Фролова полюбила роскошные отели и перелеты бизнес-классом, будь то командировки или отдых. В 2014 году она покупает две квартиры на Борисовских прудах в Москве, в 2016-м жилье в Петербурге на улице Бутлерова, в 2017-м квартиру вновь в Москве, в Батайском проезде, в 2018-м две квартиры в подмосковном Дзержинске. Общая кадастровая стоимость жилья Фроловой больше 81 миллиона 205 тысяч рублей.
Примерно в тот же период начинает благоденствовать и сам Иванов. Когда-то предпочитавший дешевые костюмы и метро, он начинает одеваться с импортной иголочки, покупать автомобили, среди которых, например, BMW Х3 (на сегодня – 5 миллионов 300 тысяч у официального поставщика, в середине 2010-х, разумеется, несколько дешевле), Volvo S80, несколько квартир на улице маршала Чуйкова и проспекте маршала Жукова, а также - в ближнем Подмосковье - активы растут, как на дрожжах. При этом, хватает всем - с предыдущей женой Иванов не развелся. Но «по долгу службы» он вместе с Фроловой на всех деловых и светских мероприятиях, чем охотно делятся оба со своими друзьями на страничках в экстремистском «Фейсбуке». Ну а в 2022 у них появляется общий ребенок. (Документы имеются в распоряжении редакции).
Но, похоже, важнейшее их детище – чемпионат профессионального мастерства среди молодых людей с нарушениями слуха DeafSkills. Казалось бы, отличное начинание, особенно учитывая, что универсальный чемпионат профессионального мастерства среди всех инвалидов «Абилимпикс» Правительство РФ решило проводить, минуя ВОГ… Чиновники по какой-то причине, внезапно усомнились в потенциале организации. По всей видимости, информацию о воровстве в руководстве уже было трудно игнорировать.
Логика отдельного соревнования для глухих - DeafSkills - была не только в том, что глухие могут освоить куда больше профессий, чем большинство инвалидов (а потому на чемпионатах, где на равных слепые или колясочники, участие глухих обычно не приветствуется). Верный расчет был в другом – в абсолютно мотивированном перехвате контроля над очередным уже международным финансовым потоком.
Причем, якобы, именно по причине «планетарности» масштаба чемпионат организуется не через ВОГ, а через частную фирму, специально зарегистрированную… в Нидерландах. Реквизиты есть в распоряжении редакции. Конечно, такое не скроешь. Но на то есть обкатанные приемы пиар – первыми и самим сделать тайное явным. На сайте ВОГ выходят бравурные материалы о голландской компании DeafSkills, а потом о том, что открыт филиал в Великобритании. Чуть позже голландское дитя Иванова и Фроловой получит крупный грант в 220 тысяч долларов не от кого-нибудь, а от Фонда демократии ООН.
Раскручивая за счет ВОГ и оргресурсов российского государства DeafSkillls, Фролова и Иванов намеревались выгодно продать новый раскрученный проект соревнований глобального формата зарубежным партнерам, сделав ключевым подрядчиком и распорядителем свою частную фирму, зарегистрированную в европейской юрисдикции.
Дело Рухледева, казалось бы, должно было задеть по касательной все руководство ВОГ. Однако именно благодаря связям и пиар-талантам Фроловой Иванову удалось фактически выйти сухим из воды. В конце концов, слышащий человек с хорошими контактами в АП, Минтруда, СМИ, третьем секторе и за рубежом очень полезен, когда надо экстренно дистанцироваться от грязевого вулкана. Фролова оказалась настолько талантливым коммуникатором, что не просто защитила Иванова от уголовного преследования, но фактически помогла ему возглавить организацию.
Дело Рухледева и Ко, завершившееся вполне предсказуемым приговором суда, можно было бы в самом деле счесть торжеством справедливости, если бы бенефициарами не стали те, кто годами помогал разворовывать имущество Общества. И первый среди выгодоприобретателей, разумеется, Иванов. Просто устал таскать для босса каштаны из огня, положился на везучесть амбициозной боевой подруги и…в определенном смысле унаследовал… Хотя, похоже, не только успешное «предприятие» с новыми идеями, но и статью из УК РФ...