Аргументы Недели → Общество № 7 (904) 21–27 февраля 2024 13+

Авдеевка вернулась домой

, 18:42

Авдеевка вернулась домой

Давно ожидаемое возвращение в родную гавань города Авдеевка близ Донецка наконец свершилось. Ранним утром в пятницу, 16 февраля, Владимиру Путину было доложено о почти полном взятии города. Затем в 11 часов утра министр обороны Сергей Шойгу и начальник Генштаба Валерий Герасимов были на докладе у президента лично, сообщив, что операция практически завершена. К вечеру они доложили и о полном взятии Авдеевки под контроль.

Города-крепости

Конечно, попытки взятия Авдеевки предпринимались ещё в 2015 г., но взять уже тогда прилично укреплённый город части ДНР не смогли. Они пробили оборону на ряде участков, зашли в промзону, но потом им всё же пришлось отойти.

За годы минского «вялотекущего перемирия» ВСУ очень хорошо перекопали подступы к городу и его окраины, создав там целую сеть укрепрайонов – натуральную крепость с десятками и сотнями ДОТов, ДЗОТов, блиндажей и бетонных укрытий для личного состава, заглублённых складов боеприпасов и вооружения. В принципе сейчас с развитием блочного и панельного домостроения, а потом и монолитного любой город с плотной застройкой и крупными зданиями и промзонами уже сам по себе представляет очень непростой укрепрайон. С ним не всегда справляются не то что снаряды, мины и ракеты артиллерии среднего калибра, вплоть до 122‑мм – 152-мм включительно, но даже большой мощности: 203-мм пушки, 240‑мм миномёты, 220-мм и 300-мм ракеты РСЗО. Разве что авиабомбы помогают хорошо.

В общем, с Авдеевкой было сложно. Первые попытки к ней приблизиться, продвинуться в районе крайне укреплённой промзоны предпринимались почти с самого начала СВО. Однако части 1-й АК ДНР оказались неспособными это сделать, несмотря на поддержку ВС РФ.

Почему важна Авдеевка

Авдеевку взять было необходимо. Дело в том, что этот район представлял плацдарм для атак на Донецк. С него можно было бы попробовать наступать на город – он был угрозой, но главное было не это. Из Авдеевки велись регулярные обстрелы. Причём включая 120‑мм миномёты, имеющие дальность до 8 км, и гаубицы Д-30 с дальностью до 15 км, и РСЗО БМ-21 «Град» с дальностью до 20 км.

Прекратятся ли теперь обстрелы? Совсем – не прекратятся. Дальнобойными гаубицами и пушками ВСУ достать могли и могут, как и дальнобойными РСЗО или ракетами. Для того чтобы исключить обстрелы вообще, даже за Днепр украинцев выкинуть будет мало. Выкидывать надо за Збруч, а лучше – за станцию Чоп (западная граница Украины).

Но взятие Авдеевки упростит задачу защиты Донецка от обстрелов, их станет меньше. Всё же для использования крупных калибров нужен иной уровень командования. А из миномёта спьяну пострелять по улицам города может любой расчёт.

Начали осенью – закончили зимой

Плотно вопросом Авдеевки занялись только прошлой осенью, примерно в октябре. Тогда весьма неожиданно для противника после очень длительной и очень мощной артиллерийской и авиационной подготовки войска рванули вперёд. В наступлении использовались многочисленные танки, БМП и БТР. Частично целью этих атак было раздёргать противника, заставлять его маневрировать резервами, которые потом уничтожались. Продвижение оказалось сразу весьма значительным, был взят ключевой укрепрайон на господствовавшем над местностью терриконе. Положение авдеевской группировки осложнилось. Для предотвращения охвата города ВСУ начало перебрасывать туда резервы.

А дальше всё пошло по уже накатанной схеме. ВСУ тащат в город резервы, накапливают – по ним наносят удары в районах сосредоточения, на марше и в местах прибытия. Ротируемые подразделения также подвергаются ударам. В итоге Авдеевка превратилась в очередной «насос», выкачивающий из ВСУ последние резервы.

Взлом обороны происходил постепенно, артиллерией, в том числе большой мощности, обычными и управляемыми боеприпасами, огнём танков, ракетными системами. Немалую роль сыграли барражирующие боеприпасы, как «Ланцеты», так и «мелочь» типа FPV-коптеров. Они иногда могли залетать в укреплённые норы нацистов через дверь или лючок. Но основная заслуга за авиацией: град планирующих управляемых бомб (УПАБ) с УМПК был беспрецедентным – десятки и сотни в сутки. Те же нацисты из «Азова»* (3-я штурмовая бригада ВСУ) жаловались, что не успели они заехать на Авдеевский коксохим, как им прилетело более 50 УПАБ с УМПК. Полутонная бомба денацифицирует надёжно, а где она не достанет, там достанет полуторатонная.

Но не бомбой единой, как говорится. В одном из эпизодов положение украинской армии осложнил рейд, проведённый добровольческой бригадой «Ветераны». Бойцы зашли в тыл к противнику по двум подземным трубам-тоннелям. С этого момента оборона в том районе сразу начала сыпаться.

Обвал

К началу февраля положение Авдеевки уже было критическим и оттуда давно пора было уходить. Но по политическим причинам это решение не принималось Киевом. Даже происходившая смена главкомов и прочего руководства в ВСУ тут ни при чём – политическая целесообразность для Зеленского всегда на первом месте, а устойчивость армии и жизни солдат – на последнем. Ситуация уже к 12–13 февраля требовала отхода из города. Но приказа всё не было – в Киеве делили посты.

Отправленные на помощь части или сами оказались в формирующемся котле, или были разгромлены на подступах. А азовцы* ничего не смогли, кроме как засесть на Коксохиме и получать там по полной программе. В итоге и коксохимический комбинат они также оставили – сидеть, как на «Азовстали», в окружении, они в этот раз не стали.

Приказ на отход главком ВСУ Сырский отдал лишь тогда, когда войска уже сутки сами бежали из города. Никакого «организованного отхода на лучшие позиции» там не было. Отход был неорганизованный – украинцы бежали малыми группами, не оповещая соседей. Часть подразделений даже после отдачи официального приказа на выход, которым Сырский просто узаконил бегство, его не получили и попали под паровой каток наступавших частей ВС РФ.

ВСУ бросали технику, как поломанную, так и целую. Бросали снаряжение, оружие, боекомплект. Бросали раненых, причём немалая часть до подхода наших просто не дотянула. Бежали, иногда стреляя друг в друга. Каковы потери ВСУ в Авдеевке, пока сказать трудно. Но счёт идёт на тысячи.

Кто брал и штурмовал

Возглавлял операцию генерал-полковник Андрей Мордвичёв, который ранее брал Мариуполь. А штурмовали город части и соединения ЦВО из 2‑й гвардейской Краснознамённой, 41‑й гвардейской армий, а также 1‑го Донецкого (бывший корпус ДНР) армейского корпуса 8-й гвардейской армии. Особо отличилась 90-я гвардейская танковая дивизия, также 74‑я, 30-я, 35-я, 1-я, 9-я, 114-я мотострелковые бригады, 55-я горнострелковая, 10-й танковый полк и другие части. Немалую роль сыграли и штурмовики «Шторм Z» – частей, сформированных из бывших заключённых.

Также можно отметить, что в боях за город и район широко использовались танки. Это явно говорит о том, чего стоят рассказы «экспертов» из Интернета о том, что «танки устарели и не могут воевать на насыщенном дронами поле боя». Могут и воюют, если использовать правильно и в комплексе. И прикрывать правильно.

Резать, не дожидаясь перитонита

Что же дальше? А дальше войска продолжают давить посыпавшихся украинцев на Авдеевском направлении, расширяя зону контроля, попутно зачищая Авдеевку. Сейчас бои идут за село Ласточкино к востоку от города. Скорее всего, к моменту выхода номера в печать фронт может сдвинуться и восточнее.

Из-за дыры, образовавшейся в обороне, и вследствие понесённых в Авдеевке и не только там тяжелейших потерь, ВСУ отступают на многих фронтах. По всей линии фронта они находятся в обороне и даже почти не контратакуют, кроме локальных попыток. Сразу вслед за Авдеевкой фронт резко активизировался в Запорожье, где наши войска рывком преодолели все те немногие километры, которые с гигантскими потерями украинцы отгрызли за лето в нашей полосе обеспечения первой линии обороны. Правда, в Работино бои идут тяжело. Села нет, одни руины, остовы техники ВСУ, трупы их солдат, и множество мин. Прежде всего наших, но и украинских. Тем не менее село будет взято.

* Организация, запрещённая в РФ.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram