Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество № 7 (904) 21–27 февраля 2024 13+

Гражданская авиация – сюрпризы-2024

, 18:25 , Обозреватель отдела Промышленность

Гражданская авиация – сюрпризы-2024
Фото с сайта OAK

В феврале поздравляли с профессиональным праздником работников гражданской авиации. «Аргументы недели» присоединяются и благодарят за тяжёлый и необычайно ответственный труд всех, кто обеспечивает безопасные полёты нам, пассажирам, на земле и в небе, – пилотов, бортпроводников, авиадиспетчеров, инженеров, механиков, работников аэропортовых и наземных служб, конструкторов и производителей авиационной техники. Сегодня, в условиях санкционного давления, обеспечить безопасность полётов – задача непростая, поддерживать и эксплуатировать импортные воздушные суда в рабочем состоянии трудно и затратно. А отечественные самолёты всё ещё стоят на «низком старте», авиакомпании заказы сформировали и ждут поставок от промышленности.


Госпрограмма будет выполнена?

Праздник учреждён указом президента 9 февраля 2013 г. и напрямую связан с появлением акционерного общества «Добролёт», которое стало первой в стране авиакомпанией. А стартовыми акционерами в 1923 г. стали В.И. Ленин и Н.К. Крупская – они внесли свои шесть червонцев в капитал общества. Само собой, их примеру последовали крупные государственные деятели, а далее инициатива, как круги на воде, разошлась по стране – акционером мог стать любой гражданин. Так в разрушенной войнами и интервенцией стране появилась своя гражданская авиация, которой в этом году исполнился 101 год. Закупили в Германии новенькие «Юнкерсы», и дело пошло. В 1932 г. акционерное общество приказало долго жить – на его базе был создан государственный «Аэрофлот».

Авиационная промышленность Страны Советов продолжала развиваться фантастическими темпами, и уже с 1935 г. «Аэрофлот» полностью перешёл на отечественные самолёты. К слову, сегодня перед российским авиапромом вновь стоит аналогичная задача – обеспечить авиакомпании современными пассажирскими самолётами. Это и новые проекты с российской родословной – «Суперджеты», МС‑21, ЛМС-901 «Байкал», ТВРС-44 «Ладога» и возрождаемые в массовой серии самолёты с советскими корнями – Ту-214, Ил-114.

Более тысячи самолётов должно поступить на рынок гражданских авиаперевозок до 2030 г. в соответствии с госпрограммой развития российской авиаотрасли. За выполнением такой задачи необходимо установить постоянный парламентский контроль, сообщила «Парламентская газета». Об этом 7 февраля заявила председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко на пленарном заседании палаты регионов, подводя итоги «правительственного часа» с участием министра транспорта Виталия Савельева.

Она обратила внимание коллег на регулярно возникающие проблемы в сфере межрегиональных авиаперевозок: «Можно сколь угодно ругать Минтранс, транспортные компании. Но что им делать, если самолётов попросту нет? Поэтому предлагаю установить постоянный мониторинг и контроль того, как будет реализовываться комплексная программа по строительству нового авиапарка в России».

По её словам, об итогах такой работы необходимо регулярно докладывать на заседаниях палаты регионов, чтобы тема всегда оставалась на виду. «Нам нужны новые отечественные самолёты. И мы можем их строить – у нас есть для этого база, школа, есть конструкторы». Ранее глава правительства Михаил Мишустин также обещал держать состояние дел в гражданском авиапроме на особом контроле – в госпрограмме чётко указана цифра в 1081 самолёт к 2030 году.

Но тут настораживает, что в Министерстве промышленности и торговли говорят, что самолётов будет произведено более 600, а глава профильной госкорпорации на встрече с президентом в конце декабря заявил, что корпорация планирует собрать более 500 самолётов до 2030 года. Смею предположить только одно: они говорят о планах по выпуску самолётов только на предприятиях, входящих непосредственно в госкорпорацию:

– У нас основные гражданские проекты – это в первую очередь производство гражданских самолётов для гражданской авиации. И этому у нас как раз уделяется большое внимание. И по программе, которая была вами утверждена, мы до 2030 года должны произвести более 500 самолётов различного типа: 270 лайнеров МС‑21, 142 самолёта Superjet‑100 и 115 самолётов Ту-214.

Увы, не был упомянут региональный турбовинтовой Ил-114, который ждут в авиакомпаниях Севера и Дальнего Востока, его тоже должны делать предприятия, входящие в состав госкорпорации. По госпрограмме этих самолётов предстоит построить 70 единиц. Широкофюзеляжный дальнемагистральный Ил-96 пока будут делать по паре самолётов в год для государственной спецавиации. Будет готов мощный двигатель ПД-35 – возможно, самолёт послужит основой для новой машины, но уже с крылом из композиционных материалов. То есть это будет уже другой самолёт.

Но пока не стоит строить конспирологические версии о том, что лишь Объединённая авиастроительная корпорация несёт бремя ответственности за строительство воздушных судов. За выпуск регионального ТВРС-44, который должен заменить ветерана Ан-24, отвечает УЗГА – Уральский завод гражданской авиации. Также УЗГА предстоит наладить производство самолёта малой авиации, 9-местный ЛМС-901 «Байкал» плюс двухдвигательную 19-местную пассажирскую машину ЛМС-401 для местных воздушных линий – всего 472 борта. Причём ЛМС-401 будет производиться совместно с белорусским 558-м авиационным ремонтным заводом на их мощностях. Первые два предполагают построить к 2026 году. Так что будем следить и считать самолёты в «штуках». Пока результатов не видно, но говорят, что авиазаводы и смежники в авральном порядке модернизируют и готовят производственные мощности для крупносерийного производства. Из условно новых отечественных бортов для замены иномарок в эксплуатацию авиакомпании Red Wings поступил и начал выполнять регулярные рейсы один-единственный восстановленный Ту-214 выпуска 2009 года. С 2017-го он стоял на хранении в международном аэропорту Казани.

А «импортозамещённые» и просто новые образцы крылатых машин проходят испытания, ждут сертифицированные отечественные силовые установки, агрегаты и комплектующие.

Муки с интерьерами и логистикой

После двух неудачных попыток и внесённых доработок кресла для импортозамещённого «Суперджета» наконец-то прошли испытания на полигоне Фаустово на продольный удар, показав положительный результат. Раньше кресла для этих самолётов везли из США. Силовая конструкция отечественных кресел выдержала продольный удар, соответствующий перегрузке в 16g. Далее им предстоит пройти ещё несколько квалификационных испытаний.

Пилотское кресло для 9-местного турбовинтового самолёта «Байкал», разработанное в УЗГА, вполне успешно прошло первое испытание на продольный удар силой 16g. Но испытание на вертикальный удар с перегрузкой в 6g оно не прошло. Источники сообщают, что кресло не разрушилось, но нагрузка на «позвоночник» манекена превысила допустимые значения на 66% (получили 1130 кг вместо допустимых 680 кг). То есть будут дорабатывать, отступать некуда.

В Жуковском в январе 2024 г. было выполнено семь полётов опытного самолёта МС-21-310 (борт 73051) общей продолжительностью 30 часов 12 минут. Сайту «Авиация России» рассказали в ЛИиДК ОКБ Яковлева, что в этих полётах продолжилась оценка параметров двигателей ПД-14 с обновлённым программным обеспечением.

11 января на Иркутский авиазавод была доставлена очередная (левая) консоль крыла для одного из строящихся самолётов МС‑21. Закреплённая на раме трейлера конструкция преодолела за 10 дней более пяти тысяч километров из Ульяновска в Иркутск. Перевозили консоль на присоединённом к седельному тягачу 24-метровом трале, изготовленном на заказ специально для транспортировки крыла гражданского самолёта. На «АэроКомпозите» консоль была упакована, установлена на раму, на ней закрепили датчики удара, сигнализирующие о повреждениях, и 31 декабря трейлер отправился в путь.

Почему не возят консоли крыла грузовыми бортами типа Ил-76 или Ан-124? Ответ прост – автотранспортом дешевле, в этом году планируют построить и передать заказчику всего шесть МС-21, налаживать «воздушный мост» при таких объёмах производства нерентабельно.

Китайские рекордсмены

В КИТАЕ вовсю работают над альтернативой для гражданской авиации. В КНР состоялись испытания новейшего скоростного поезда на магнитной подушке и достигли скорости свыше 623 км/ч, сообщает китайская пресса. Для этого в специальном двухкилометровом тоннеле провинции Шаньси откачали воздух, устранили воздушное сопротивление. Следующий этап – тоннель увеличат в длину до 60 км, и поезд, по расчётам конструкторов, сможет разогнаться уже до 1000 км/ч, что быстрее, чем летают магистральные пассажирские лайнеры, у них крейсерская скорость – 850–870 км/ч. Похоже, взялись за дело всерьёз и за ценой не постоят – такой проект будет стоить очень дорого. Американцы давно заявляли о подобных проектах поездов в вакуумных трубах, но реализация, как видим, пошла в Китае. В США проекты заглохли из-за отсутствия финансирования, удовольствие оказалось слишком затратным, а в КНР революционным видом транспорта занимается государственная корпорация CASIC. В перспективе поезда в вакуумных трубах смогут «летать» со скоростью в несколько тысяч километров в час.

Связать подобным транспортом мегаполисы чрезвычайно заманчиво, а у Китая опыт строительства высокоскоростных железнодорожных магистралей колоссальный – они в этом «виде спорта» чемпионы мира, обладают сетью высокоскоростных железных дорог длиной около 42 тыс. км, больше, чем весь остальной мир. В стране уже действует высокоскоростная магистраль для поездов на магнитной подушке – Шанхайский маглев, развивающий скорость свыше 430 км/ч. Путь в 30 километров от станции метро в Шанхае до международного аэропорта занимает всего 7 минут 20 секунд. Цена билета – около 500 рублей на наши деньги.

Но китайцы установили ещё один, совершенно случайный рекорд. Рядовой рейс 5116 авиакомпании China Airlines разогнался до 1329 км/ч во время перелёта через Тихий океан и приземлился в Лос-Анджелесе на час раньше запланированного времени. Причиной стал очень сильный попутный ветер: самолёт попал в струйное течение скоростью более 400 км/ч. Относительно земли они летели на сверхзвуке, но относительно воздушного потока – на обычной крейсерской скорости. Сразу вспомнилось из глубокого детства объявление по трансляции командира корабля Ту-104: «Наш самолёт летит на высоте 10 с половиной тысяч метров со скоростью 1150 километров в час». Кому потом ни говорил – никто не верил, Ту-104 никогда не был сверхзвуковым лайнером.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram