Технология беспилотных транспортных средств непрерывно внедряется в повседневную жизнь. Разработчики предвещают перспективу, когда управление автомобилем не будет требовать наличия водительских прав. Эксперт по робототехнике Андрей Наташкин рассказал о плюсах и минусах такой тенденции, — пишет Pravda.Ru.
«Сейчас технологию активно развивают такие крупные компании, как Tesla, Google, Waymo, Uber. В нашей стране беспилотными автомобилями занимаются Яндекс, КамАЗ и одно из подразделений Сбера», — отметил эксперт.
Экономические преимущества беспилотного транспорта включают минимизацию автономных происшествий, соблюдение правил дорожного движения, уменьшение пробок за счет оптимизации транспортной инфраструктуры и издержек логистических и транспортных компаний. Кроме того, машины могут быть использованы для перевозки опасных грузов или в районах с плохой доступностью и повышенной лавиноопасностью.
Несмотря на множество позитивных аспектов, технологию критикуют по нескольким причинам. Основные претензии к автономным автомобилям связаны с недостатками в безопасности и сложностью поддержания контроля в случае неожиданных ситуаций на дороге.
Так, в 2018 году автомобиль компании Uber, который ехал в автономном режиме, сбил велосипедиста. Система хорошо справлялась с объектами, переходящими дорогу на пешеходном переходе, но спортсмен нарушил правила. Алгоритмы не позволили транспорту вовремя среагировать, и мужчина погиб.
После этого случая Массачусетский технологический институт запустил социальный эксперимент под названием «Моральная машина».
В рамках исследования респондентов попросили принять сложные решения в 13 ситуациях с поломкой тормозов. Они имели несколько вариантов действий: соблюдение правил дорожного движения, выполнение рискованного маневра, столкновение с препятствием или уход на обочину. Участники в Западных странах выбирали спасение ребенка за счет старого человека, в то время как в Азии наблюдалась противоположная тенденция. Этот эксперимент подчеркнул не только отсутствие единой морали, но и важность определения нравственных ориентиров для искусственного интеллекта, — заключил Наташкин.