Есть мнение, что поэзия никому ничего не должна, что за настоящей поэзией стоит священное безумие и больше ничего. И нельзя поэтому стихотворные строки перегружать сухими, мертвыми, чисто умственными, лишенными живой плоти конструкциями и нагромождениями. Весьма похоже, что поэты — это особая порода людей, возникшая вследствие мозговой мутации. Гость нашей поэтической редакции — поэтесса из Минска Елена Володько, значительную часть своей жизни прожившая в России.
— Елена, любовь к чтению, поэтические способности передаются по наследству? Кто вас затянул в этот чудный мир? Этот поэтический дар внутри вас как-то меняется с течением жизни, трансформируется?
— Владимир, даже не знаю. Думаю, что у меня это все было в семье. Мама — гуманитарий. Видимо, от нее это я и унаследовала. Читать начала самостоятельно, и мне это понравилось. Когда меня мама не пускала гулять на улицу в детстве, это не было наказанием: у меня появлялась возможность взять в руки книгу. Жаль, что сегодня дети этого делать не любят. Все очень сложно…
А дар… Владимир, я не знаю, дар ли это, может, просто пришло время, чтобы я смогла сказать читателю то, что должна. Порой мне кажется, что он (этот дар) уйдет точно так же, как и пришел.
Я не ставила себе задач стать поэтом, членом Союза писателей Беларуси. Я не чувствую в этом необходимости. Более того, мне кажется, что меня это убьет… Я вольный художник, сложный и капризный. Вкусы и пристрастия не менялись, наоборот, я осталась верна всем моим предпочтениям школьных и университетских лет. Разве что я становлюсь с годами жестче, больше приближаюсь к реальной жизни, не хочется красок, фантазий. Видимо, слишком много пережито…
Справка АН:
Володько Елена Владимировна (18.08.1982 года рождения). Окончила Могилевский государственный университет им. А.А. Кулешова в 2004 году — специальность «Русский язык и литература. Белорусский язык и литература».
Состоит в резерве руководящего состава Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь.
В 2023 году номинирована на литературную премию имени Сергея Есенина «Русь моя», организованную порталом «Стихи.ру».
— Так эта способность приходит к нам навсегда или однажды вы проснетесь такой же, как все?..
— Проснуться такой, как все? Владимир, я этого не боюсь. Знаю, что поэзия будет со мной всю жизнь. Я слишком эмоциональный человек, чтобы запирать себя в клетке. Но я могу легко и непринужденно окунуться в другое, более интересное приключение, которое увлечет меня больше. Такую мысль я допускаю.
— Несомненно, что поэзия способствует рефлексии. Скажите, Елена, что поэзия для вашей души: болезненная зависимость, затянувшаяся и во многом безуспешная попытка погрузиться и уйти в тонкие миры или просто неумение жить, как все, говорить с другими на понятном и доступном им языке, брать за пример прозаический язык телепередач, которые сегодня формируют буквально все?..
— Владимир, у каждого человека на определенном жизненном этапе наступает такой период, когда ему хочется познакомиться с собой. Поэзия для меня — попытка разобраться в жизни и в себе: почему я не умею жить, как все? Чего мне не хватает для того, чтобы быть счастливой? Чувство постоянной неудовлетворенности, так или иначе, постоянно меня сопровождает. Телевидение стараюсь не смотреть: слишком там много вымысла и ненужной информации.
Писать стихи я начала очень давно — более 20 лет назад. Тогда я к этому относилась несерьезно. Баловство. Правда, было и время, когда я начала издаваться, собирала необходимые документы в Союз писателей Беларуси. А потом стало скучно. Решила, что все это не мое. В силу характера, я очень быстро увлекаюсь, но еще быстрее приходит равнодушие.
— Все люди, несомненно, делятся на тех, кто говорит стихами, и остальных… Откуда же эти люди берутся? Я про стихоплетов…
— Откуда берутся такие люди, которые пишут стихи? У меня есть несколько версий: кому-то это дано от природы — дар. На мой взгляд, к таким людям должно быть больше требований. Они обязаны трудиться, заниматься самообразованием, чтобы развить в себе этот талант. Иначе, дар как пришел, так и уйдет.
Кто-то об этом может даже не знать и спокойно жить, не подозревая о своих способностях до определенного события — эмоционального чаще всего. Но талант обязательно проявится. По щелчку! Так начала писать серьезно я. Чем больше меня ругают, тем я становлюсь злее.
Однажды я написала по русской литературе сочинение и там использовала свои первые стихотворные строки в жизни — Тут-то меня хорошенько и раскритиковала мой преподаватель. После этого случая я стала работать, чтобы доказать себе, а потом уже и ей, и всем остальным, что могу. Всё удалось. И после я просто стала писать, что называется в стол: для друзей, различных мероприятий по работе и т. д. Видимо, понимала, что не пришло время.
Сейчас, около года уже, поэзия для меня не хобби — это моя жизнь, моя работа, я обещала ее не бросать. Не клянусь, что никогда в жизни, но, если обещаю — выполняю. Мне необходимо говорить с читателем, и я знаю, что мне есть что сказать. Хочется писать во благо.
— Лена, стихотворчество это игра словами как мячиками? Постоянное ощущение нужного слова на вкус и цвет? Привычка говорить по существу и облекать мысли в какую-то особую форму? И с кем же, с другими людьми вы так говорите или в первую очередь с собой? Непрерывный внутренний голос существует? Если да, то интересно, как он возникает у поэтов? Откуда берется? Вы помните, как это всё у вас начиналось? Откуда взялось?
— Владимир, определенно, что стихотворчество для меня не игра. Я выросла в семье, где очень уважают и трепетно относятся к русскому народному творчеству. Но мы никогда не говорили о поэзии. И сегодня не говорим. Более того, мои родные почему-то думают, что это моя блажь. Я не спорю, просто прошу дать мне спокойно заниматься тем, что мне необходимо. Я и сама спасаюсь поэзией, и на работе… Я странный руководитель, но мои подчиненные научились понимать мои образы, метафоры и т. д. Так даже быстрее исполняются поручения — вроде, игра, однако работа очень серьезная.
Последний раз о поэзии и образно я общалась с одногруппниками университета. Сама писала мало, но меня просили оценить стихи. Я делала это охотно, не понимая, что так я учусь и сама с ними. Быть критиком очень ответственно: можно в секунду отбить желание писать. А сегодня мне удается поговорить о поэзии с самой собой. Не знаю, поймете ли. Есть у меня стихотворение о моих 13 личностях. Все реально: чаще во мне проявляется ребенок. Видимо, он дает мне таким образом возможность отдохнуть и набраться сил. Мне этих личностей хватает вполне. Они создатели образов, я — их технический работник. А начинается все так, как у всех: с любого эмоционального потрясения — любовь, горе, радость, удивление, страх…
Продолжение следует