Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество 13+

Кривая не вывезет

Какое подъемное оборудование будет работать в России в ближайшие годы и как это может сказаться на безопасности граждан

, 12:16

Кривая не вывезет

Отечественная промышленность сегодня испытывает и подъем, и одновременно сложности. Импортозамещение дает возможность насытить рынок российским оборудованием, однако на пятки наступают азиатские производители. При этом качество тех же китайских технологий и оборудования не столь надежно. В Минэкономразвития РФ уже подчеркнули важность вложений именно в отечественное: надо поддерживать развитие собственной, а не зарубежной экономики. Это касается и бизнеса, и государственных структур.

Отрадно, что бизнес сегодня понимает – надо инвестировать в отечественное производство. Именно так высказался о развитии российской экономики министр экономического развития России Максим Решетников на прошедшем на ВДНХ в Москве Дне Туризма. Сегодня туризм «становится локомотивом для развития других отраслей, это не только транспорт, культура, но и закупки сложной машиностроительной продукции», и важно, что бизнес инвестирует именно в отечественное производство, подчеркнул глава ведомства.

Причем горнолыжным курортам сегодня уделено особое внимание: регионы активно развивают этот вид спорта и отдыха, а государство даже запустило новую программу поддержки этой сферы. «Мы в рамках 141-го Постановления Правительства РФ запустили новую программу – аквапарки, расширение горнолыжных трасс, новые подъемники, то, во что реально бизнес готов инвестировать. И для нас это признак существенного взросления отрасли. Одно дело инвестировать в номера, а другое – в комплексные изменения туристических дестинаций», - отметил Максим Решетников.  Курорты становятся точками притяжения, а значит – дают потенциал роста и развития, и экономике регионов.

Ключевой задачей сегодня становится как раз обеспечение таких туристических кластеров качественной инфраструктурой. Пристальный интерес к этому вопросу и бизнеса, и власти понятен. Дело в том, что в ситуации жестких западных санкций в отношении России многие европейские компании ушли с российского рынка, эта проблема коснулась и сферы подъемного оборудования. И это уже вопрос рисков не только технических. Речь идет о здоровье и жизни граждан – прямых пользователей любых подъемных механизмов – лифтов, кранов, а также канатных дорог, которыми и оборудуются курорты.

Интересно, что, по данным ассоциации "Безопасность туризма", число пострадавших и обратившихся за медицинской помощью на некоторых горнолыжных комплексах страны превышает 1,5 тысячи человек за сезон. При этом в России есть ГОСТы по требованиям к деятельности горнолыжных комплексов и оценке качества их услуг, но пока отсутствуют другие правила, начиная от безопасности самих трасс и правил пользования ими и заканчивая безопасностью подъемников.

Но в 2024 году новые требования к обеспечению безопасности подъемных механизмов в России как раз появятся. Это важно: при отсутствии европейских норм безопасности надо вводить свои. Эти нормативы довольно жестки, так что некачественное оборудование не сможет пройти их, тем самым, эти требования оградят Россию от появления опасных лифтов в домах или ненадежных канаток на горных склонах.

Однако пока такие некачественные подъемники могут успеть появиться в России. Подобные канатные дороги невысокого уровня качества делают в Азии, например, в Китае – там более легкие, сниженные требования к безопасности, да и сами канатки построены по технологиям еще 20-летней давности. Российским курортам подобное оборудование точно не нужно, ведь это удар и по имиджу курортного места, и риски для туристов.

Но китайцы, пользуясь пустующей нишей, торопятся зайти на российский рынок со своим оборудованием по невысокой цене. Несколько туристических объектов уже пытаются оснастить свои трассы китайскими подъемниками, после того как ушли европейские компании, такие как австрийская Doppelmayr Seilbahnen GmbH, французский бренд Poma, швейцарская Bartholet. Например, государственная компания BMHRI (входит в китайский машиностроительный концерн Sinomach Group) начала оснащать подъемниками курорты в Иркутской, Челябинской, Кемеровской области и Приморском крае. Также, по данным редакции, канатка производства BMHRI может появиться на одном из курортов Великого Новгорода, этот вариант был предложен на рассмотрение губернатору Новгородской области Андрею Никитину.

Это попытка сэкономить – но это экономия на здоровье людей. У той же BMHRI уже происходили инциденты с ее оборудованием (например, авария случилась не так давно на курорте в одной из китайских провинций). Китайские предложения дешевле, чем предложения российских производителей канатных дорог, но это неудивительно: отечественные производители сложного подъемного оборудования работают по международным стандартам, и их продукция даже превосходит по качеству европейские аналоги. Вот почему российские власти на самом высоком уровне, несмотря на дружественные отношения страны с азиатскими партнерами, отмечают важность поддержки российских производителей в сфере машиностроения, и канаток в том числе. Рисковать здоровьем населения нельзя.

Минусы замещения европейских поставщиков китайскими Россия ощутила уже на сфере автомобилестроения. Китайский автопром сначала обрадовал стильными красивыми машинами, однако реальность оказалась не столь радужной. Автомобили начали ломаться. Недавно китайский бренд Haval отозвал 32 тысячи проданных в России за 2023 год машин из-за проблем с электрикой. Начались и задержки с поставками запчастей. Дилеры уже признались в СМИ, что, похоже, ждать крупные детали для китайских иномарок их российским владельцам придется до полугода. Подобное обслуживание канатных дорог недопустимо: здесь важна оперативность и постоянный сервис, это сфера повышенного риска, где ждать нельзя, а любая неисправность должна быть выявлена и устранена немедленно.

«Мы видим, что наша страна успешно справляется с вызовами времени. Президент РФ Владимир Путин уже отметил, что ВВП России в 2023 году вырос на 3,6%, и это даже превысило среднемировые темпы роста. Мы не только успешно импортозамещаемся – мы эффективно развиваем собственные разработки, свое производство. Поэтому даже при сильной поддержке азиатских стран и партнерстве с ними мы должны ставить во главу угла насыщение рынка не новым импортом – теперь азиатским, китайским, а нашим оборудованием, - полагает экономист, финансист Сергей Перегудов. - При подтверждении высокого качества, безусловно, инвестиции должны идти на отечественную продукцию. Это, в том числе, обеспечит и оперативное сервисное обслуживание сложного оборудования, мы избежим зависимости от зарубежных программ и специалистов, и дадим нашей экономике второе дыхание». 

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram