Уход западных автомобильных брендов из Петербурга изменяет традиционный дилерский бизнес. Земельные участки, ранее занятые автосалонами, переходят под строительство.
Количество автомобильных центров уменьшается, а земля под ними передается застройщикам. Похоже, что теперь выживаемость оставшихся на рынке автодилеров обеспечивают не сами автомобили, а именно участки.
В 2022 году общая выручка десяти крупнейших автодилеров и автосалонов в Санкт-Петербурге сократилась на 23%, составив 110 миллиардов рублей, а чистая прибыль упала на 54%, достигнув 2,4 миллиарда рублей.
В поисках новых способов использования своих активов, российские автодилеры обратили внимание на земельные ресурсы. Например, холдинг РСТИ, связанный с семьей главы комитета по строительству Игоря Креславского, заключил сделку с группой компаний «Автопродикс» о предоставлении около 2 гектаров земли у станции метро «Звездная» в аренду для возведения жилых домов.
Этот тренд наблюдается не только в Петербурге, где автосалоны превращаются либо в застройку под жилье, либо в бизнес-центры нового формата, но и в других регионах. Например, автодилер «Аксель»продал участок на Шкиперском протоке и несколько гектаров земли в Буграх.
В 2023 году девелоперы Петербурга обсуждали сокращение объемов строительства, особенно в сегменте элитной недвижимости, в связи с дефицитом земельных участков под застройку. Некоторые автодилеры сталкиваются с трудностями при продаже своих активов, как это произошло с «Лаура Купчино» Игоря Щербакова и Михаила Логутенко.
Проблемы в автодилерском бизнесе не случайны и не новы. Несмотря на некоторый рост продаж автомобилей в 2023 году по сравнению с 2022 годом, общие показатели остаются ниже, чем до пандемии. Например, если в 2018 году в России было продано 1,8 миллиона машин, то в 2023 году этот показатель едва перевалил за миллион.