Прошедшая 31 января пресс-конференция мэра Иркутска Руслана Болотова по итогам года заметно отличалась от аналогичных в прошлом мероприятий. Не только длительностью — свыше двух с половиной часов, участием второго спикера — председателя Думы Евгения Стекачева, но и насыщенностью. Градоначальник успел поделиться с журналистами не только любопытными цифрами, характеризующими городское хозяйство, но и личным мнением по очень многим актуальным вопросам. Согласитесь, вдвойне интересно, когда первое в городе официальное лицо выступает не только в этой роли, но и как обычный человек со своим взглядом на ту или иную тему?
«Мы живем в непростое время»
Руслан Болотов перед тем, как начать отвечать на вопросы, отчетный 2023 год и уже наступивший 2024 год охарактеризовал как «непростой».
«Такое время требует от всех нас (сотрудников администрации — АН) правильного эмоционального «прицела» на настроение людей, живущих в нашем городе. Речь не только о том, чтобы мы решали какие-то вопросы, но и вырабатывали решения, позволяющие вести город в направлении достижения общего результата. Мы делаем и будем делать все, чтобы жизнь в Иркутске была лучше. Впервые за многие годы начали выстраивать долгосрочные программы по разным направлениям, что принципиально важно для Иркутска», — заметил в начале пресс-конференции градоначальник.
2023 год был «достаточно продуктивным», отметил он. Напомнил, год прошел под эгидой наставника и педагога. В Иркутске победитель конкурса «Лучший учитель» по традиции получил квартиру, впервые внедрена практика вручать автомобиль лучшему воспитателю среди дошкольных учреждений.
«Поддержку педагогов будем продолжать и дальше, потому что без образования у нас нет будущего. Очень символично, что президент 2024 год объявил годом семьи. Я считаю, в этом заложен глубочайший политический смысл. Семья — это не просто ячейка общества, это ячейка государства, без которой любая страна не может существовать и развиваться», — добавил Руслан Болотов.
Мэр Иркутска в своем «прологе» общения с журналистами также назвал ключевые причины изменений в городе: инициированные президентом национальные проекты, а также совместную работу с депутатским корпусом городской Думы, правительством региона, губернатором. «Мы действуем в тесной связке. Благодаря этой системной работе получается заметный всеми горожанами результат», — подчеркнул основное Руслан Болотов.
На пороге транспортной реформы
«Первые изменения уже можно видеть на городских улицах. Впервые за всю историю муниципального транспортного предприятия за два года было приобретено свыше 120 автобусов, в основном низкопольных. Из этого числа в новом году пришло 80 единиц транспорта, приобретенных при поддержке губернатора за счет специального казначейского кредита. Они уже в Иркутске, их приводят в нормативное состояние, ставят на учет и в ближайшие полтора месяца автобусы выйдут на линию», — обрадовал новостью мэр. И добавил: ведется работа и по обновлению троллейбусов и трамваев. Иркутск подал заявку на вхождение в федеральный проект «Чистый воздух» на 2025 год. Разрабатывается программа развития городского наземного электрического транспорта до 2030 года. Регионам будут выделяться федеральные средства на поддержку и обновление наземного электротранспорта.
Администрация города совместно с правительством области продолжает разработку транспортной реформы. Первым этапом ее внедрения является подготовка документов транспортного планирования — соответствующая научно-исследовательская работа уже выполнена. Проекты направлены на рассмотрение в экспертный совет Минтранса России. В результате планируется изменить сеть маршрутов.
Необходимо понимать, что сейчас регулярные перевозки делятся на два вида: по регулируемым тарифам, где стоимость проезда устанавливают органы субъекта или МСУ, а также по нерегулируемым тарифам, где на стоимость проезда влияет перевозчик.
«Сам факт наличия нерегулируемого тарифа не мотивирует коммерческих перевозчиков предоставлять качественные услуги. Они ориентируются исключительно на выручку. Мы хотим перевести всю маршрутную сеть на контрактную систему. Это позволит обеспечить единый регулируемый тариф, контроль над перевозчиками и их ответственность», — анонсирует изменения мэр.
По его словам, организация перевозок по контрактам будет рассмотрена после утверждения необходимых документов на уровне регионального правительства.
Стройка в соответствии с планом
В 2023 году в Иркутске введено в эксплуатацию 306 тысяч кв. м жилья с учетом индивидуального жилого строительства, что составляет более 110% от планового ввода. По состоянию на 31 декабря на территории города являются действующими 53 разрешения на строительство многоквартирных жилых комплексов. Общий объем этих запланированных новостроек составляет 1,2–1,3 млн квадратных метров.
«Перед нами на уровне федеральной власти поставлены четкие параметры и задачи по введению жилья. Мы понимаем свои обязательства. Задача, отмечу, не праздная. Есть проблематика, связанная с подключением новых объектов к теплу, электроэнергии, в Иркутске почти нет свободных площадок под жилищное строительство. Поэтому улучшение жилищных условий идет за счет сноса или реконструкции существующей жилой застройки, не отвечающей современным нормативам», — напоминает Руслан Болотов.
И подчеркивает: в Иркутске более 10 лет практикуется механизм развития застроенных территорий (РЗТ) — «мы его запускали одними из первых в России». «Сегодня законодатель пошел дальше и через новый инструмент комплексного развития территорий (КРЗ) позволяет осваивать застроенные участки, с оказанием отраслевой поддержки. Это помогает дополнительно вовлекать застройщиков. Такие площадки в Иркутске сформированы в Правобережном и Свердловском округах, — проинформировал градоначальник. — В частности, большой потенциал у предместья Рабочее, где сейчас реализуется инфраструктурный проект по прокладке теплового луча. Искренне благодарен губернатору Игорю Кобзеву, который услышал, поддержал потребность Иркутска. Регион взял на себя средства государственного кредита и предоставил Иркутску для решения задачи надежного теплоснабжения для большой территории. Строительство луча сейчас ведется. У горожан прошу прощения, что процесс происходит не так просто, но если мы наберемся немного терпения, то получим хороший результат — территорию, идеальную для развития».
Еще одной перспективной площадкой для застройки Руслан Болотов назвал район авиазавода, «чтобы обеспечить потребность специалистов в жилье».
«Город — не среда обитания безнадзорных животных»
Актуальный для властей всех российских городов о безнадзорных собаках вопрос также прозвучал на пресс-конференции мэра Иркутска. «Я сам владелец. В нашей семье одна и та же порода — московская сторожевая живет уже долгие годы, родилось пять поколений. Собаки живут в вольере и вне двора гуляют только на поводке», — заметил свою причастность к теме мэр.
По его убеждению, вопрос противостояния зоозащитников и людей, желающих убрать собак с улицы, необходимо тщательно проработать с учетом неоспоримых факторов. Во-первых, основная проблема существующего законодательства в том, что собак после стерилизации и передержки в питомниках отпускают, якобы, в среду обитания. «Но город — не среда обитания для безнадзорной собаки! — настаивает, как и многие горожане, особенно родители, у кого несовершеннолетние дети, мэр. — Во-вторых, стерилизация не избавляет животных от ряда инстинктов, например, защиты своей территории».
Городские власти предлагают следующий набор действий. Безвозвратный отлов и пожизненное содержание в приютах. Обязательная регистрация и чипирование всех домашних животных для повышения ответственности владельцев. Возможная льготная стерилизация и введение ограничений по количеству животных, содержащихся в одной квартире. «У нас известны проблемы «резиновых квартир» для мигрантов, но есть и квартиры, где живет зашкаливающее количество собак и кошек», — заметил мэр.
«Полемики и мнений много по этому вопросу. Однако в последние годы мы начали тратить из бюджета, например, на летний отдых детей меньше, чем на отлов собак. Для кого-то это бизнес, и очень серьезный. Поэтому смотреть на тему нужно не только с позиции эмоциональной составляющей прав животных», — предлагает подумать Руслан Болотов.
«Ворота между Европой и Азией»
Говоря о будущем Иркутска, мэр областного центра обратил внимание журналистов на ряд фактов, уже сейчас ставших реальностью: «Не так давно мы на уровне премьер-министра страны были отмечены как туристический центр в рамках нашего проекта Ледовый город «Счастье чистой воды». Обратите внимание, наш аэропорт впервые в истории по итогам года принял 3,8 млн пассажиров. Иркутск волею судьбы и предков уже определился как город — связующее звено между Европой и Азией. Нам многое еще предстоит сделать в этом направлении, но вектор мы уже заняли правильный. Стать для гостей не просто проходной точкой между аэропортом и Байкалом, а привлечь их самобытной составляющей. У нас много интересного, есть что показать, есть чем удивить».
Руслан Болотов при этом не одобрил озвученную в конце прошлого года одним из ученых Якутии идею о переносе столицы России в Иркутск: «Все должно быть в соответствии с исторической традицией. Поменять столицу — это всегда слом системы, причем очень серьезный и российская история это подтверждает. Я думаю, что у Иркутска не менее перспективная роль даже при отсутствии столичного статуса. Мы находимся на стыке многих путей. У Иркутска свой вектор развития, как столицы Восточной Сибири. Нам есть над чем работать и перспективы нашего города в этом отношении хорошие».