Руководитель Челябинской областной организации помощи детям «Открытое сердце» Елизавета Кириллова отмечена Всероссийской премией добрых дел «Сможем вместе победить». Елизавета Кириллова получила высокую награду за продвижение проектов по инклюзивному образованию для детей-инвалидов и эффективному наставничеству для их родителей. В течение двух лет глава фонда «Открытое сердце» помогла родителям из 35 регионов России. Организатором награждения выступила газета «Аргументы недели». Главная цель премии — рассказать о людях, которые своим примером доказывают, что Россия — территория добра.
Елизавета Кириллова с 2016 года возглавляет первую родительскую общественную организацию Челябинской области помощи детям «Открытое сердце», которая успешно внедрила ресурсный класс для детей с синдромом Дауна и аутизмом в общеобразовательной школе. В ресурсном классе для каждого такого ребенка написана индивидуальная образовательная программа для освоения академических знаний и приобретения навыков социальной практики. Обучение детей идет с помощью технологии прикладного анализа поведения. И каждого особого ребенка в процессе обучения сопровождает тьютор, наставник, проводящий с ним дополнительные занятия.
…
Считается, что сегодня в России ежегодно появляется на свет примерно 1600 — 1800 детей с синдромом Дауна. При этом важно понимать, что синдром Дауна не болезнь. Это такая данность. И она, к сожалению, не лечится. Специалисты знают, что дети с синдромом Дауна, как никто, наверное, иной, нуждаются в принятии и любви, но любви максимально деятельной. В то время как заключения социологических исследований по-прежнему тревожны: отношение к людям с синдромом Дауна в стране все так же у многих как минимум настороженное. «Даун» у нас все еще имя нарицательное и более чем оскорбительное. А стереотип отношения к этим людям настолько устойчив, что даже опыт целого ряда стран не в состоянии повлиять на изменение этого заблуждения…
Солнечный ребенок всегда любит сердцем…
— После того как в Челябинске открыли ресурсный класс, к нам в организацию начали обращаться родители из разных городов области — Магнитогорска, Миасса, Снежинска, Кыштыма, были обращения из Агаповского района, — рассказывает Елизавета Кириллова. — И тогда стало вполне очевидно, что у жителей Южного Урала есть потребность в таком формате обучения. Конечно, открыть ресурсный класс в каждом муниципалитете сегодня невероятно сложно, но решение проблемы мы нашли в обучении родителей, в наставничестве... И такой формат для родителей у нас работал примерно год. Потом уже сами мамы и папы стали активно выходить в школы на своей территории проживания с переговорами о создании подобных ресурсных классов. Такие переговоры прошли уже в 50 школах Магнитогорска, 20 школах Миасса…
По словам Елизаветы Кирилловой, на фоне ряда других российских регионов успех Челябинской области в развитии ресурсных классов серьезный. До конца 2024 года в нашей области должно быть открыто 12 ресурсных классов. Сегодня многие субъекты Федерации охотно берут на вооружение опыт инклюзивного образования, развернутого на Южном Урале.
Конечно, высшее педагогическое образование и специализация в области прикладного анализа поведения позволяют Елизавете Эдуардовне профессионально организовать работу с особенными детьми.
Учиться им нельзя? Таким закрыты двери?
— Я бы не сказала, что мой ребенок проблемный. Он скорее мальчик с особыми образовательными потребностями... Ребенок солнечный, ребенок позитивный, ребенок, который приносит много радостных эмоций, — утверждает Елизавета Кириллова. — Ведь когда появляется такой ребенок, а мы живем в 21 веке, и еще в роддоме можно прочитать, что проблем у таких детей в жизни достаточно много. И проблемы-то связаны не с тем, что их трудно учить, нет, а с тем, что к ним нет такого доброжелательного принятия со стороны окружающих. И именно поэтому свою организацию мы с мужем зарегистрировали, когда нашему ребенку исполнилось всего пять лет.
И к тому времени Елизавета Эдуардовна поняла, что общество не очень-то готово даже к тому, чтобы создавать условия для обучения подобных детей. И уже тогда она начала серьезно задумываться над проблемой его будущего трудоустройства. Потому, что известна неготовность большинства работодателей принимать на работу людей с ментальной инвалидностью, в том числе с синдромом Дауна.
— И если ты будешь заниматься только одним своим ребенком, то твое влияние на общество будет равно нулю. Я задумалась над тем, что мы не проживем триста лет, что мы не черепахи Тортиллы, что когда-то уйдем из жизни. И нужно уже сегодня создавать условия, чтобы он был адаптирован к этому миру, а мир был готов взаимодействовать с такими детьми, — продолжает свой рассказ Елизавета Кириллова. — Ведь какие-то системные вещи можно делать, только создавая общественные организации, потому что это дает больший доступ к информационному взаимодействию с населением, с чиновниками, с учеными, с педагогами... То есть если ты замыкаешься на уровне одной только семьи, то и результат в лучшем случае может быть на таком же уровне.
А если ты создаешь организацию и начинаешь говорить от ее имени о существующих проблемах, то результат все равно будет больше... И у меня сегодня есть задача продвигать педагогические технологии, которые улучшат качество жизни маленьких людей с ограниченными возможностями... И я понимала, что как частное лицо, просто как мама я не смогла бы это сделать…
Елизавета Кириллова, как руководитель общественной организации, изучала иностранную практику инклюзивного образования, побывала за рубежом. Знакомилась с тем, как живут взрослые люди с синдромом Дауна в других странах. Почему они там имеют интересные профессии, полноценные семьи. И она их постоянно расспрашивала: как же они добились таких результатов? Ответ всегда был один: все очень просто — инклюзивное образование. И не надо при этом делить всех на людей с особенностями и на «обычных». И пусть солнечные люди живут полноценной жизнью. Добрее надо к ним относиться, и все. Это главное.