Недавний пожар на складе «Вайлдберриз» в поселке Шушары под Санкт-Петербургом лишь чудом обошелся без человеческих жертв. Инцидент в очередной раз привлек внимание общества к работе таких гигантских площадок, забитых самой разнообразной продукцией, и где работают, зачастую, совершенно неподготовленные люди. Казалось бы, не так давно произошел схожий пожар на складе «Озон». И вот снова! Как защитить складских работников и заставить нанимателей создать безопасные условия труда? Ответы на эти вопросы попытались найти в ходе круглого стола, организованного независимым профсоюзом «Новый труд» (НПНТ).
Мероприятие состоялось в конце прошлой недели, в информационном агентстве «Аврора». Тема дискуссии звучала вполне определенно - «Предотвращение аварийных и трагических происшествий в платформенной экономике». Среди участников – эксперты в области пожарной безопасности и ликвидации техногенных ЧС, представители АУРЭК (Ассоциации участников рынка электронной коммерции), Союза профсоюзов России, юристы, самозанятые и ИП.
Открывая дискуссию, руководитель профсоюза Дарья Митина подчеркнула, что главная задача НП «Новый труд» – защита работников платформенной экономики: то есть, тех, кто осуществляет занятость при содействии цифровых агрегаторов и платформ и пока еще не попадает под защиту существующего трудового законодательства. Ситуация показывает, что на складах маркетплейсов могут недостаточно соблюдать правила противопожарной безопасности. Хотя любое возгорание может привести к значительному материальному ущербу, а нередко – к гибели людей. При этом руководство объектов пытается сэкономить на профилактических мерах, считая их не самыми приоритетными в своей работе. Цель круглого стола – обсудить условия труда в крупных складских помещениях, проблемы страхования собственности селлеров и покупателей, а также предотвращения в будущем происшествий, подобных случившемуся в Шушарах.
По мнению экспертов, противопожарная обстановка на подобных гигантских объектах не выдерживает никакой критики. Так, руководитель АУРЭК (Ассоциации участников рынка электронной коммерции) Алексей Кременсков рассказал, что на многих складах проходы завалены товаром, заварены запасные выходы. В штате отсутствуют компетентные сотрудники, которые могли бы проводить адекватные инструктажи по пожарной безопасности, поэтому нередко подобные инструктажи вообще не проводятся.
Известный эксперт в области пожарной безопасности и ликвидации техногенных ЧС различного уровня Владимир Федорович не просто подтвердил эти слова, а добавил красок в неприглядную картину. Он занимается тушением пожаров и их профилактикой уже 30 лет, и знает проблемы изнутри.
К сожалению, по стране горят 1-2 склада еженедельно. Причина многих возгораний, в первую очередь, связана с перегрузом электросетей, короткими замыканиями или несоответствием качества проводки потребляемой мощности. Кроме того, складские работники нередко вынуждены самостоятельно решать бытовые вопросы на рабочих местах: например, зимой приносить из дома обогреватели, электроплитки и другие достаточно мощные электроприборы. Все это включается в розетки. Сеть, которая изначально не рассчитана на такие нагрузки, «коротит», и возникает пожар.
Но это не единственная беда. На таких складах, как правило, высокая «горючая загрузка». Там хранится огромное количество упаковочного материала – картон, бумага. А еще – самый разношерстный товар. И если специализированные склады, например, лакокрасочных материалов, специально «затачиваются» на пожароопасность содержимого, да и народ на них работает специально обученный, то в складах маркетплейсов все хранится, что называется, «в одной куче». Тут и пластик, и горючие жидкости, и краски, и пиротехника — и все это находится в одном помещении. Кроме того, очень часто подобные склады возводятся подальше от жилья. По определению пожарной охраны, такие районы часто являются безводными. Например, в Шушарах при тушении пожара использовался метод подвоза воды. Средняя цистерна полностью истощается за пять минут. Для пожара подобного масштаба это все равно, что тушить садовой лейкой. А подключиться к специализированным коммуникациям невозможно в силу их отсутствия.
Еще одна болевая точка – нехватка подготовленных к таким случаям специалистов. Как правило, охрана на таких объектах «заточена» на предотвращение воровства, в том числе, низкооплачиваемыми складскими работниками и грузчиками. С этим сотрудники справляются, но при этом слабо представляют, как действовать в случае нештатных ситуаций. У многих нет первичных средств пожаротушения, специальных светящихся шнуров, по которым люди могут ориентироваться в задымленном пространстве. По всем нормам на таких объектах должен быть инженер по охране труда, который должен контролировать соблюдение всех противопожарных требований и норм. Но между «должен быть» и «есть» лежит пропасть. Нередко бывает, что если такой человек числится в штате, его самого еще нужно многому научить.
В профсоюзе уверены: на больших складах должны работать подготовленные профессионалы! Можно использовать практику ряда компаний, в которых в качестве инженеров по противопожарной безопасности нанимают людей с опытом работы в пожарной охране. Они более эффективно организуют профилактические мероприятия.
Есть предложения и по поводу страхования. Владимир Федорович считает, что наиболее приемлемым было бы страхование не товаров, лежащих на складе, а по примеру ОСАГО гражданской ответственности владельцев складов за нанесение вреда своим контрагентам. Отвечая своим карманом, собственники складских площадей с гораздо большим вниманием стали бы относиться к сохранности вверенного им имущества.
Руководитель отдела по работе с региональными отделениями профсоюза «Новый Труд» Денис Зоммер добавил: «Многие помнят, как в советское время на крупных предприятиях проводилось обучение сотрудников: людям объясняли, как действовать при пожаре или иной чрезвычайной ситуации, включая сферу гражданской обороны. Было бы правильно, чтобы крупные игроки рынка ритейла, маркетплейсы не избегали подобного опыта и в обязательном порядке проводили такие занятия. Хотел бы обратить на это внимание всех участников рынка электронной коммерции, включая Ассоциацию цифровых платформ. Необходимо обеспечить защиту и безопасные условия труда для работников».
О возможных нюансах правоприменительной практики в контексте инцидента в Шушарах рассказала старший юрист адвокатского бюро «Стиран, Сегал и партнеры», общественный деятель, автор телеграм-канала «Самый занятой» Наталья Вайнберг.
Она пояснила, что к числу пострадавших относятся не только владельцы склада, чьи убытки находятся у всех на виду. Но и обычные покупатели, которые оплатили заказ на маркетплейсе, но не получили его. И продавцы, чей товар сгорел вместе со складом «Вайлдберриз». И сотрудники склада, лишившиеся после пожара рабочих мест. Среди них много самозанятых, чьими проблемами занимается Наталья Вайнберг. Она подчеркивает: «С самозанятыми не проводятся разъяснительные работы, потому что это не сотрудники по трудовому договору. Но такой подход – не то, чем нужно гордиться. Можно сделать так, чтобы бизнесу было и далее удобно работать с самозанятыми, но при этом иметь возможность инструктировать их в вопросах безопасности, не нарушая трудовое законодательство».
Дискуссия получилась не только познавательной, но и полезной с практической точки зрения. Председатель независимого профсоюза Дарья Митина напомнила, что «Новый труд» предложил всем пострадавшим от пожара на складе «Вайлдберриз» в Шушарах бесплатную юридическую консультационную помощь. Получить ее можно по вопросам выплаты страховок, компенсаций или в случае иных проблем, к которым привело данное чрезвычайное происшествие, связавшись через форму обратной связи на сайте движения или страницах соцсетей.