Аргументы Недели. Челябинск → Общество 13+

Мы эхо, мы эхо, мы долгое эхо друг друга…

, 20:02

Мы эхо, мы эхо, мы долгое эхо друг друга…
Яраслава Слива

Считается, что жестокость не появляется просто так: она спровоцирована либо воспитанием, либо такой же жестокостью, ведь, если человеку причинили боль, то он пытается тоже причинить ее другим.

Примеры жестокости стали хрестоматийны, и их мы изучаем в школе как поведенческую норму. Это и месть Владимира Дубровского Троекурову в романе А.С. Пушкина «Дубровский», и жестокость Молчалина к любящей его Софье в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», и привычка его идти к намеченной цели, не стесняясь, по головам…

Про взаимную жестокость и бережное отношение друг к другу сегодня мы говорим с психологом-сексологом Яраславой Сливой и театральным режиссером Тамазом Гачечиладзе.

Яраслава Слива:

— Вот тут хороший вопрос, Владимир Васильевич, вы про бережность говорите в каком контексте? В контексте повседневного общения или в контексте выбора другого партнера? Потому что это разные вещи…

Можно бережно или небрежно жить в отношениях, а можно бережно, или небрежно расставаться… Согласитесь, что это разное. Потому что, возможно, люди бережно, доверительно, качественно взаимодействуют друг с другом, у них есть так называемая любовь, не побоюсь этого слова. Тогда, если его (или ее) другой возможный партнер даже и заинтересует, то этот интерес достаточно быстро уйдет, потому что у него есть бережные, доверительные и глубокие отношения с тем, с кем они складывались долгие года… Поэтому вот такое не бережное расставание — итог не бережного взаимодействия в течение тех многих лет, которые имели место быть…

Не надо ломиться в человеческую душу…

Владимир Филичкин:

— Я про бережность сегодня, это всего лишь про то, что я сам видел. Прекрасно понимаю, что каждый из нас немного по-своему воспринимает эту проблему, и думаю, что дать здесь какой-то единый рецепт просто невозможно. Вы посмотрите внимательно на взаимоотношения между людьми: жестокость, к сожалению, сейчас является одной из ключевых черт характера практически каждого человека на планете Земля. Только у кого-то она выражена меньше, у кого-то больше. Пока вы нужны, пока к вам проявляют интерес, ее в норме почти что и не увидишь у окружающих... А по использовании вас безжалостно выбросят, как ненужную и надоевшую вещь. У меня есть один хороший знакомый, который, когда вы ему не нужны, просто пропадает для вас, не попрощавшись, на годы, а затем вдруг всплывает, как ни в чем не бывало, весь такой милый и хороший (смеюсь).

Интересно было бы сравнить уровни базовой жестокости у людей, которые читают хорошие, умные книжки, и тех, кто ежедневно смотрит по телевизору про смертоубийства и хамство… Или ток-шоу где странные люди вываливают на всеобщее обозрение то, что раньше стеснялись показывать даже самым близким людям, то, что считалось неприличным обсуждать… Как провозглашал много лет назад в своих стихах один мой пациент из психбольницы Сережа со станции Шумиха: Кругом измена, правды нет. Веревки бьют в колокола… И получается, что так кругом…

Тамаз Гачечиладзе:

— Можно и я тоже скажу? Вообще, меня всегда очень забавляет, когда речь идет о том, что мы являемся людьми, которым специально навязывают жестокость, небрежное отношение друг к другу… Понимаете, пульт от телевизора, Владимир Васильевич, находится у вас в руках, и только ваше право выбирать: смотреть передачи на канале «Культура» или бандитские сериалы, на каком-нибудь другом канале… И я говорю, конечно же, не про нас, здесь присутствующих, которые вообще телевизор не смотрят, а читают только мировую классику (смеется). Я говорю, про общество в целом, про так называемое население… А бережно — я специально посмотрел, что значит это слово… Меня всегда интересует этимология, происхождение, определенных, важных для понимания, слов. «Бережно» — однокоренное со словом «берег». А берег, в моем понимании, — это гора. Так вот бережно — это быть за горой, когда ты находишься за горой или на горе, это бережно.

Мы эхо, мы эхо, мы долгое эхо друг друга…

Тамаз Гачечиладзе

Помните, может быть, была такая песня:

«И сама я верила, сердцу вопреки:

Мы с тобой два берега у одной реки…»

Теперь по-разному давайте начнем говорить это слово, например, «берегу». И получается, что это уже процесс, это как раз про гору. Понимаете? И еще в слове «беречь» для меня появляется «речь». А откуда возникла речь и почему? Задумайтесь, потому что это осознать надо…

А сердце тихо тает, тает, тает…

Яраслава Слива:

— Мне интересно, мы эту задачу будем рассматривать на каком уровне? На общем, частном или единичном? Если говорить в общем, то мы с вами, Владимир Васильевич, много раз говорили о том, что женщины во всем виноваты, мужчины во всем виноваты. Да? А на самом деле ни мужчины, ни женщины не виноваты. У нас есть некие социальные тренды, некие культурные коды, которые транслируют в обществе… И тут возникают вопросы: кто эти коды транслирует, а кто воспринимает? Я считаю, что проблема наша в том, что их транслируют те, кто хочет, те, кто имеет наглость, те, кто алчен, и те, кто желает влиять, владеть умами. А те, кто действительно должен это делать, вносить в общество культуру, тренды — качественно, другого не дано… Они почему-то либо отсиживаются, либо не получают доступа к трибунам…

Спасибо вам огромное, что вы эту возможность дали, потому что проблема хороших людей в том, что они думают, что добро победит само. Но оно само не победит. А проблема людей, которые используют негатив, даже не проблема, а успешность, в том, что они эффективно все это внедряют. И тут вопрос о культурных кодах, которые нужны, которые необходимо вносить: гуманность, доброжелательность, вот это бережное отношение друг к другу и к своим близким и, вообще, ко всем в целом… Это мой совет всем тем людям, для которых гуманистические ценности — не пустой звук: пусть они их проявляют…

Владимир Филичкин:

— Яраслава Олеговна, все это замечательно, но вспомните, что одна идеология ушла, а другой у нас так и нет — сегодня спорят, нужна ли она вообще или не нужна, и на арену, под бурное рукоплескание толпы, выходят люди с экзистенциальным вакуумом в голове. Очень многие становятся доступны для манипуляций, их легко увлечь в любую сторону, и они поэтому тревожны и подозрительны, косо смотрят друг на друга…

Сейчас границы приличий весьма размыты: трудно даже сказать со всей определенностью, что такое хорошо и что такое плохо. Не стало моральных ограничений. Все допустимо, все позволительно. И получается, что все ненавидят всех. Снова царит классовый подход: бедные терпеть не могут богатых, богатые — бедных (это я об остро стоящей проблеме денег в семьях: ты слишком мало зарабатываешь, а ты слишком много тратишь…), либералы косятся на патриотов, патриоты — на либералов…

Сегодня и долгие обстоятельные разговоры между близкими людьми не в моде, в результате у партнеров постоянно формируются взаимные обиды, которые принято молча вынашивать в себе, все больше отдаляясь друг от друга...

Мы эхо, мы эхо, мы долгое эхо друг друга…

Владимир Филичкин

Тамаз Гачечиладзе:

— Вот я точку зрения озвучу, не очень мощную правда, но она мне нравится: я давно избрал позицию оптимиста, для меня всю жизнь идеология была одна и та же. Все очень просто: моя идеология — это любовь, когда человек смотрит на жизнь через призму любви. Я как-то шутил, уже не помню при каких обстоятельствах, что любовь — это чувство, которое возможно одновременно испытывать к женщине, другу, пельменям и Родине. Если ты живешь и воспринимаешь всю жизнь через любовь, то тебе уже не хочется сделать гадость другому человеку, потому что ты уже изначально его любишь…

Фото Евгения Бондырева

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram