Депутат Госдумы РФ Сергей Тен — о ситуации на дорогах Иркутской области
№ () от 23 января 2024 [«Аргументы Недели Иркутск», Олег Усов ]
Ситуацию на трассах и городских магистралях в Приангарье прокомментировал Сергей Тен, депутат Государственной Думы РФ, федеральный координатор партийного проекта ЕР «Безопасные дороги».
— Как, по вашей оценке (может, субъективной, но всё-таки), меняется состояние дорог в регионе? Какие участки остаются самыми аварийными? Ваше мнение: возможно что-то кардинально изменить и за счет каких механизмов, решений?
— Давайте начнем с того, что автомобильных дорог в Иркутской области более 30 тысяч км, территория области огромная, плотность населения низкая. Существующий региональный дорожный фонд не позволяет обеспечить своевременный ремонт всей сети, при этом из него оказывается существенная помощь муниципальным образованиям в виде субсидий на дорожную деятельность. Изменения в сторону улучшения дорожной инфраструктуры, конечно, есть, однако неравномерные. Федеральная сеть выглядит достойно, фактически более 80% приведено в нормативное состояние, есть цель в ближайшее время реконструировать участки трасс, которые эксплуатируются в режиме перегрузки, расширять до 4 полос движения.
По региональным дорогам работы много. Тот существенный недоремонт, который копился десятилетиями, устраним ещё не скоро. Сейчас основная задача — привести в нормативное состояние опорную сеть дорог. В текущем году внесены изменения в федеральное законодательство, которые устанавливают критерии для таких дорог. Что касается местных дорог и дорог в населенных пунктах, финансирование идет и при поддержке области, и в рамках реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги». Преображаются дороги Иркутска, Шелехова, Ангарска, Усолья-Сибирского, Черемхова, Братска. Многие муниципалитеты не видели подобных объемов десятилетиями.
Дирекцией автомобильных дорог Иркутской области ведется подготовка проектной документации по так называемым вылетным трассам Иркутск — Шелехов и Иркутск — Хомутово. Это будут дороги 1-й технической категории с большой пропускной способностью, на что требуется значительное финансирование. Основная цель — вывести транспортный поток из города за его пределы — «на вылет». В первую очередь, такая реконструкция направлена на создание условий для движения общественного транспорта, строители обустраивают дополнительные полосы в каждом направлении и выделенные полосы для маршрутного транспорта.
— Что в перспективе с развязками в Иркутске? Областной центр пока, объективно, не может похвастаться идеальными дорогами и транспортной схемой…
— В Иркутске изменить текущее состояние дел с автомобильными дорогами мешает отсутствие программы финансирования капиталоёмких объектов. Сегодня на улично-дорожной сети города ведутся работы, в основном, по восстановлению изношенных слоев асфальтобетонного покрытия с постепенным переходом к капитальности выполняемых работ на магистральных направлениях. Мы видим, как преобразилась улица Трактовая, большой объем выполняется на улице Академическая. Заканчиваются работы по реконструкции путепровода на улице Джамбула. Для того, чтобы наши жители заметили существенные изменения в состоянии дорог, финансирование текущего содержания и ремонта требует, как минимум, удвоения, это позволит переломить ситуацию с износом сети дорог в Иркутске. Город практически повсеместно ведет ремонт струйно-инъекционным методом, причина — отсутствие средств на нормальный ямочный ремонт горячими смесями. Нет системной предупреждающей работы по ремонтам, восстановлению и замене верхнего слоя асфальтобетона, работы только в режиме пожарной команды, когда уже ездить невозможно. Последствия мы все с вами видим в конце зимнего периода.
Второй момент. Отсутствие капиталоемких объектов по строительству и реконструкции приводит к увеличению пробок. Автомобилизация населения при этом не останавливается.
Последние годы город активно включился в процесс решения транспортных проблем. Создан проектный офис. Ведётся подготовка проектной документации по Лермонтовской развязке и расширению объездной Университетский — Первомайский. Готовится конкурсная документация по продолжению реконструкции ул. Пискунова. В сентябре определен победитель по подготовке проектно-сметной документации на реконструкцию Байкальского кольца.
Что касается Маратовского кольца, то отчасти расширение сняло напряжение. Однако, пока не решим проблему с пропуском транспортного потока по Баррикад, нет смысла строить разноуровневую развязку.
— Что касается аварийности. Очевидно, что должен действовать принцип неотвратимости наказания для виновников ДТП. Какие законодательные инициативы могли бы этому способствовать? Как повысить культуру вождения и снизить количество нарушений правил дорожного движения?
— Считаю, сегодня законодательно реализовано достаточно механизмов для стимулирования водителей соблюдать правила дорожного движения и привлечения злостных нарушителей к ответственности. Вопрос их грамотного и системного применения. Все заметили, что в Иркутской области активно развивается система фотофиксации нарушений. Кроме того, уже два года реализуется проект развития интеллектуальных транспортных систем, который позволит повысить пропускную способность улиц и дорог в Иркутской агломерации и, конечно, повысить безопасность дорожного движения.
— Как думаете, в советское время система штрафных санкций была эффективней? «Три прокола и всё», — вспоминают те, кто успел поездить в СССР…
— Так называемая балльная система эффективна в повышении культуры вождения и в повышении безопасности дорожного движения. При этом к ее правоприменению есть много вопросов. Если её принципы и будут использоваться, то это будет цифровая платформа, предусматривающая как ограничения, так и поощрения. К примеру, такие, как отмена «скидок» или повышающий коэффициент за проезд по платным дорогам.
— Езда без ОСАГО. По ощущениям сейчас стало больше тех, кто решил не страховать свою ответственность или не смог застраховаться. Штраф невысок. Быть может, хотя бы за повторное такое нарушение имеет смысл существенно нарастить сумму штрафных санкций, приблизить ее к цене страховки?
— Основной вопрос в контроле, а не в размере штрафа.
— И чисто по-человечески: что предпринять, чтобы не так страшно было выезжать на наши дороги? Какие еще изменения в законодательстве могли бы улучшить ситуацию? Интересный пример. Говорят, есть страны, где за превышение скорости на 40 км/ч у человека конфискуется машина. Или с учетом «менталитета российского водителя» даже такие кардинальные меры не возымеют эффекта?
— Выезжать и сейчас не страшно. Главное каждому из нас соблюдать ПДД: и водителям, и пешеходам. Личным примером учить детей правилам и уважению ко всем участникам движения. Количество погибших на российских дорогах за десять лет снизилось почти в 2 раза. В частности, за 2022 год снижение уровня смертности в ДТП составило 4,7%, а за 10 лет данный показатель составил более 49%. И это объективные данные.
Прошедший 2023 год, к сожалению, для многих регионов и в целом для России был с отрицательной динамикой. У нас сегодня есть возможность оценить риски и реализовать мероприятия по снижению смертности и травматизму на наших дорогах.