То, что российские кинотеатры сегодня на грани вымирания — уже понятно многим. Первый сокрушительный удар по ним нанесла пандемия, когда длительное время было запрещено посещать места массового нахождения людей. К коим, естественно, относятся и кинозалы. Прошли коронавирусные ограничения и, вроде бы, можно было бы вздохнуть с облегчением. Но увы. Россия буквально тут же оказалась под западными санкциями. Которые коснулись, в числе прочего, и киноиндустрии.
Эмбарго на показ в нашей стране кинопродукции из Голливуда и Европы выявил большую проблему — в нашей стране элементарно не хватает фильмов, которые бы было можно показывать в кинотеатрах. Отечественного кино не только снимается недостаточно, но и тех кинокартин, которые бы привлекли зрителя в кинозал своим качеством и интересностью явно крохи. Поначалу кинотеатры принялись устраивать киносеансы показов старых советских кинолент. Но зрителю это оказалось не интересно и нужного эффекта отечественная киносеть не получила.
Естественно, зачем идти в кинотеатр и платить деньги за то, что есть в свободном доступе в сети Интернет и, по определению не может быть платным, так как является общенародным достоянием? Среди отечественного кино — раз, два, расчет окончен. Столько фильмов современных кинорежиссеров может вызвать зрительский интерес. Видимо разучились у нас снимать хорошее, качественное игровое кино.
Как же быть, как спасти киноотрасль? В начале санкций выход был предложен некоторыми весомыми в политике и жизни России людьми:
«Ищите правильных пиратов и скачивайте у них. Вот если они ушли от нас, всякие „Нетфликсы“ и прочие, значит будем это все скачивать, будем пользоваться бесплатно. А я бы еще все это по сети разбрасывал, для того чтобы причинить им максимальный урон. Максимальный урон, чтобы они обанкротились», — приводило слова Медведева ТАСС.
А в мае 2023 года в Совфеде готовили законопроект, который бы легализовал кинопиратство. С его помощью сенаторы планировали обходить запрет западных киностудий транслировать свои фильмы. И таким образом спасти от краха наши кинотеатры. Но слова остались словами и никакого законодательного решения так и не было принято. Так что сегодня кинотеатрам приходится тяжко. Выручают те самые пресловутые «пиратские копии», которые хоть как-то помогают наполнять залы.
Но тут вдруг, как говорится, «пришла беда, откуда не ждали». Наша доблестная госпожа министр культуры Ольга Любимова вдруг неожиданно возбудилась по поводу соблюдения интеллектуальных прав тех, кто наложил на нас санкции и даже хочет, вполне себе серьезно, передать наши денежные активы, замороженные в западных банках, режиму Зеленского. В смысле, спросите вы? Да в самом прямом.
Министр культуры России Ольга Любимова дала интервью РИА Новости, в котором предложила штрафовать, а потом закрывать кинотеатры, показывающие пиратский голливудский контент. Ни больше, ни меньше. А то ведь авторское право ненавистников нашей страны пострадает! Так что ли, Ольга Борисовна?
«Есть очень удобные механизмы борьбы с пиратскими показами: сначала один штраф — небольшой, потом второй — большой, а потом, я уверена, если эта практика будет продолжена, то в принципе закрытие двух-трех частных кинотеатров, да и не только частных — это могут быть и муниципальные, где по факту будет происходить подобное, очень отрезвляет всегда отрасль», — подчеркнула госпожа министр.
Между тем, собственно пиратский показ иностранных кинолент так и не принял массового характера. А посему, по мнению экспертов и аналитиков, не требует серьезных мер. Тем более — в нынешней обстановке.
«По итогам прошлого года „предсеансовое обслуживание“, в рамках которого идет неофициальный прокат западных блокбастеров, принес участникам рынка почти 11% доходов — более 4 млрд рублей. В киносетях уверяют, что необходимости ужесточать политику нет: в новогодние праздники пиратский контент показывали менее чем в 0,2% залов», — обращают внимание эксперты.
Так что не понятно, на чьей стороне вы, Ольга Любимова? Что для вас важно — спасти отечественную сеть кинотеатров или защитить авторские позиции тех, кто, мягко говоря, не любит нашу страну?