В конце декабря тему роста цен на куриные яйца затронул даже президент Владимир Путин. Во время Прямой линии с главой государства прозвучали его слова о том, что ситуация с ценами должна стабилизироваться.
«... Рост на яйцо курицы — 40%, а в некоторых местах и больше и на мясо куриное. Ситуация, без всякого сомнения, будет улучшаться. Я очень на это надеюсь. Потому что уже минимум две недели назад вот эти разговоры с министерством сельского хозяйства имели место быть. Поэтому сожалею и приношу свои извинения на этот счет. Сбой в работе правительства», — сказал тогда Владимир Путин.
Президентом было отмечено, что проблема решается всевозможными путями, включая импорт.
Многие эксперты отмечают, что предпосылок для увеличения цены не было: цены на комбикорма не увеличились и всего, вроде бы в достатке. Поэтому словам президента можно верить. Руководитель он компетентный и явно знает, что говорит.
Но вот в Росптицесоюзе видимо считают иначе. Ведь как тогда понять, что вразрез сказанному главой государства, организация, призванная помогать удовлетворению потребностей населения в продукции птицеводства заявляет о серьезных сомнения в таковом снижении? Тем самым там намекают на некомпетентность главы государства в данном вопросе? Или попросту завуалированно лоббируют возможность сохранять прибыли курино-яичных производителей в том же объёме, что они привыкли иметь?
Если говорить конкретно, то Росптицесоюз выразил сомнения в возможности снижения цен на яйца в ближайшее время, утверждая, что стоимость в 110-125 рублей за десяток является «адекватной» и «справедливой».
При этом, в той же организации говорят о том, что поставки яиц из-за рубежа не окажут серьезного влияния на рыночную ситуацию из-за незначительных объемов, и не приведут к уменьшению цен.
Реальность сегодня такова, что, по данным Росстата, несмотря на импортные поставки, цены на яйца в российских регионах не только не снизились, но и, наоборот, выросли на 4-10,2 процента. На сегодняшний день, отпускная цена яиц у производителей держится в пределах 95-105 рублей. А к этому ещё необходимо прибавить «неизбежное зло» в виде торговых наценок предприятий торговли, связанных с расходами розничных сетей.
Генеральный директор Росптицесоюза, Галина Бобылева, отметила, что установившиеся цены являются абсолютно нормальными, справедливыми и адекватными. Так что даже при обнулении таможенных пошлин на яйца и импортировании больших партий яиц, цены в сетевых магазинах остаются на уровне 130-150 рублей за десяток.
Это мнение косвенно подтверждается позицией председателя Комитета по аграрным вопросам Владимира Кашина, который говорит, что закупочная стоимость импортных яиц не может быть меньше закупочной стоимости отечественных, и небольшое сезонное снижение цен можно ожидать лишь в мае.
Кстати, среди парламентариев уже достаточно давно идут разговоры о необходимости законодательного ограничения торговой наценки на социально значимые товары. Но вот дальше разговоров пока не идет — соответствующий законопроект до сих пор не получил поддержки.
Отсюда приходит вывод: нам всячески внушают то, чтобы там ни говорил президент, а «другой жизни» не будет. Дескать, забудьте ценники начала 2023 и планируйте расходы из реалий начала 2024 года. Да и то не навсегда. Ведь аппетиты коммерсантов, как показывает жизнь, не утихают никогда.
«Я за последние 10 лет не помню, чтобы у нас что-то вернулось в ту ценовую позицию, с которой начиналось подорожание. У нас схема стандартная. Поднимаем цену по максимуму, до тех пор, пока не начинается озабоченность. Потом маленько скидываем. Гречка, рис, сахар, бензин. Можно ещё долго загибать пальцы», — говорит один из экспертов-экономистов.
Россияне на эту тему пока шутят: чтобы решить проблему роста цен на куриные яйца, нужно, чтобы высшее руководство страны дало бы директорам птицефабрик пустые кассеты из-под яиц и сказало: или завтра в них будут доступные яйца для населения или ваши. И точка.
А иначе нас так и будут продолжать убеждать в том, что рост цен на продукты и товары, а в частности — на куриные яйца — это объективная, а не спекулятивная реальность. Чтобы там ни говорил президент.