Какие машины чаще всего угоняют в России
№ () от 9 января 2024 [«Аргументы Недели », Юрий АНТОНОВ ]
В России автомобиль из средства передвижения снова становится роскошью. А рост цен, особенно на приличные иномарки, провоцирует волну автоугонов. Лет десять назад владелец подержанного «хёндая» или «фольксвагена» мог особо не волноваться за свою машину: серьёзные угонщики занимались только авто представительского класса. Нынче ситуация изменилась, хотя и до ситуации 1990-х, когда владельцы снимали на ночь дворники и ставили в салон капканы, ещё далеко.
Продать нельзя ремонтировать
Когда западные автопроизводители и их дилеры стали валом уходить из России, многим показалось, что сейчас вернётся время перегонщиков. То есть тысячи частников будут ездить за подержанными качественными машинами в соседние страны: Азербайджан, Казахстан или Турцию. Плюс активизируются отечественные производители. Но вышло иначе.
В 1990-е купить в Германии приличное авто и оплатить его растаможку в России стоило три копейки. А если немного «подмазать» колёсики бюрократического процесса, то и оформление происходило без особых проблем. Сегодня официальные пошлины и сборы слишком велики, чтобы имело смысл ввозить семилетнюю «ауди». А от российского производителя отпугивает, например, такой факт: в тольяттинской «Ладе» оказалось 30% импортных деталей. Хотя тольяттинцы не развалились с зимы 2022 г., а в 2023 г. продали более 350 тыс. новых автомобилей. И даже запустили на рынок новую версию Lada Vesta NG с 16‑клапанным 106-сильным двигателем и автоматической коробкой передач.
Но всё-таки основные ниши, освободившиеся на рынке после ухода европейских и японских брендов, заняли китайцы. Когда специалисты не хотят забивать головы собеседников цифрами, они объясняют на пальцах. Каждый второй продающийся в России автомобиль – китайский. В Китае он стоит вдвое дешевле, чем в России. А вторая половина цены – это документы, логистика, сборы, наценки. В 2024 г. экватор будет пройден почти наверняка: Минпромторг обещает снова увеличить утилизационный сбор за импортные автомобили, а доля «хавалов» и «джили» среди встающих на учёт новых тачек наверняка превысит половину.
Отзывы о качестве «китайцев» разнятся. Но в автосервисах уже никто не удивляется, когда граждане вкладывают приличные деньги в свои 12–15-летние «шкоды» и «мерседесы», предпочитая не связываться сейчас с заменой автомобиля. А угонщики востребованы нынче не только полукриминальными типами, готовыми взять по дешёвке ворованное авто, но и многими легальными сегментами рынка.
Воруют всё
Число угонов в России, по итогам 2023 г., выросло на 15%. А в Москве – почти в три раза по сравнению с 2022 г. – теперь на столичный регион приходится более половины (51%) угонов. Следом, понятно, Петербург – 24%. В идущей на третьем месте Самарской области – 7% от общего количества краж авто. Как нетрудно догадаться, здесь в приоритете «Лады» с тольяттинского автогиганта. А в целом по стране каждая десятая угнанная машина – это новые «жигули». Неожиданно для многих стали чаще воровать грузовики: КамАЗов аж 4% среди всех угнанных в стране автомобилей.
Список самых угоняемых производителей легковушек похож у разных страховщиков: половина краж приходится на корейский экономкласс – Hyundai (31%) и Kia (18%), которые угоняют «под разбор». После каждого «дня жестянщика», когда на фоне снегопада или гололёда возрастает количество ДТП, в автосервисах остро встаёт проблема запчастей – на всех не хватает, приходится записываться в очередь или переплачивать. Разумеется, где спрос – там и предложение.
Новый «родной» капот для Kia Rio может стоить до 50 тыс. рублей, подержанный можно купить за 10 тысяч. Во столько же может обойтись стеклоподъёмник, вчера ещё стоивший в пять раз дешевле. Ситуация усугубляется тем, что имеющиеся у дилеров импортные китайские детали ужасающе низкого качества: известны случаи, когда тот же капот начинал гнить через год после установки.
Поэтому опытный владелец будет всеми силами искать «родные» детали и готов ради них немного подождать в очереди. Но никто не знает теперь, насколько может растянуться это «немного». И как быть, если машина позарез нужна для поездок на новогодних праздниках? Так или иначе, угонщики пересматривают своё презрение к автопарку экономкласса. Особенно это касается моделей, используемых в таксопарках, с которыми можно поставить сотрудничество на поток.
Список самых угоняемых марок начали пополнять и «китайцы»: в лидерах Chery Tiggo 7, на втором месте идёт Haval Jolion. Из премиальных чаще всего угоняют Toyota Land Cruiser 200 и «немецкую тройку»: BMW X5, Mercedes-Benz GLS, Audi Q7. Угонщиков интересуют машины старше двух лет, поскольку продажа на вторичном рынке свежей крутой тачки с небольшим пробегом вызывает много вопросов. Впрочем, часто машины угоняют «под заказ» и продают под видом привезённой из Европы по параллельному импорту.
Плохая новость для автовладельцев ещё и в том, что матёрый угонщик, привыкший угонять «лексусы», вскроет скромный «фольксваген поло» чуть ли не ногтем. Правда, профессионалов в любой сфере немного. Помимо того что современным сканером нужно уметь пользоваться, он и стоит около 20 тыс. долларов.
Чаще всего злоумышленники используют эмулятор или бесключевой доступ, который позволяет рассчитать и эмулировать штатный ключ примеченного автомобиля. И сегодня почти нет надежды, что какие-нибудь выпившие пэтэушники совершили угон, чтобы покататься, украсть магнитолу и бросить вашу машину где-нибудь в парке. Более того, нынче владельцу крайне редко звонят и предлагают выкупить его собственность за треть цены. Раньше такая схема позволяла угонщикам избежать рисков и геморроев, связанных с выправлением всех документов на ворованную тачку и попытками её продать. Но когда самый большой навар даёт разбор машины на запчасти, в возврате машины владельцу нет никакого резона.
Зато число разбойных нападений на автовладельцев снижается год от года. 15 лет назад даже в больших городах владельца могли выбросить из салона, когда он садится в авто или ждёт у светофора. Это говорит о возросшем профессионализме сотрудников полиции. А ведь раньше они, бывало, прекращали погоню за такими злодеями просто потому, что те пересекли административную границу их района.
Хотя сами сотрудники в частных беседах признают, что борются с угонами неэффективно. Инспекторы ГИБДД устраивают облавы на дороге, иногда вместе с операми выезжают в рейды по гаражным комплексам. Но отдельно взятый угон отрабатывается, только если попросят «сверху». Даже если сыщики найдут похищенную машину в каком-нибудь гараже, они вряд ли смогут доказать, что владелец гаража является преступником. Он скажет, что знакомые ребята попросили отрегулировать на ней подвеску. Эффективным является только задержание угонщиков с поличным. А для этого необходимо, чтобы опера сутками сидели в припаркованной машине, вели прослушку разговоров злоумышленников. А это не так-то просто.
Народные рецепты
Публикуется информация, что угнанные автомобили в России скоро начнут искать с помощью навигационной системы ЭРА-ГЛОНАСС. Но чаще всего об этом не слышали даже сами полицейские. Из всех этих обстоятельств следует повышенный спрос на охранные системы автомобилей, прежде всего сигнализации. Защита от кражи для бюджетного авто обойдётся в 70–100 тыс. рублей, в премиальном сегменте ценник начинается от 200 тысяч.
Для многих владельцев это дорого. Тем более 80% всех систем сигнализации собираются на трёх заводах на Тайване и имеют похожие структуру и принципы работы (разница заключается в количестве дополнительных функций: например, подключение датчиков объёма, передача сигнала тревоги на мобильник, дистанционный запуск двигателя). Эксперты советуют выбирать систему сигнализации не по раскрученности торговой марки, а в зависимости от обслуживания, которое вам предложат вместе с системой. Считается, что сохранность автомобиля зависит от системы сигнализации только на 25%, а остальное – от установки. И нужно понимать, от кого вы собираетесь защищать машину: от профессионалов или от безруких гопников. Последние только и могут, что приделать крючок к железной линейке и, вставив её между стеклом и резиновым уплотнителем, попытаться зацепить «открывалку» на двери.
Учитывая преобладание среди угонщиков гопоты, на сайтах автолюбителей полно советов, как защитить авто при помощи собственной смекалки. Рекомендуют, например, 12-вольтовое реле поворота от мотоцикла «Ява». Работает оно так: когда замыкается контакт, спиралька нагревается до определённого уровня, после чего размыкается. Если поставить это реле на зажигание машины, получится забавный фокус: автомобиль заводится, спиралька моментально нагревается, контакт реле размыкается – искра пропадает. Угонщик может снова и снова её заводить, лазать под капот – он лишний раз убедится, что искра есть, и снова пойдёт заводиться.
Встречаются совершенно садистские приспособления, например большие рыболовные крючки-тройники, которые надевают на круг из толстой лески или крепят на небольшую доску остриями вверх и… подкладывают под чехол на водительское сиденье. Та же история с капканами, которые часто устанавливают под педали скорее с целью покалечить злоумышленника, чем задержать. Находятся умельцы, которые устанавливают в салоне автомобиля газовый баллончик с электрозапалом и таймером. Если вовремя не отключить эту систему, машина превратится в газовую камеру. Но очевидный минус таких методов: про них легко забыть и угодить в капкан самому.