Состоялась итоговая пресс-конференция губернатора Приангарья Игоря Кобзева
№ () от 26 декабря 2023 [«Аргументы Недели Иркутск», Александр Потапов ]
Итоговая пресс-конференция губернатора Приангарья Игоря Кобзева удивила. Не местом ее проведения — за пределами здания регправительства в Доме молодежи, не слегка уставшим видом самого спикера (а ведь на годовых отчетах чиновники обычно любят взбодриться и приосаниться), а какой-то непривычной откровенностью. Впервые за много лет (и много губернаторов) проведения подобных мероприятий глава региона не вводил в заблуждение заверениями «вот-вот» построить новый аэропорт в Иркутске, обещаниями дать много и сразу обделенным районам, и даже не стал миндальничать в неоднозначном вопросе об эвтаназии бездомных животных. Вопросов от журналистов — а пресс-конференция, по традиции, собрала несколько десятков федеральных, региональных и районных СМИ, — было множество, от частных до глобальных.
Яйца всему голова
Вопрос наличия яиц, а точнее доступных цен на них в последние несколько месяцев, стал чуть ли не важнейшим социальным вопросом в стране. Настолько, что он звучал на пресс-конференции президента, стал темой нескольких совещаний на самом федеральном верху, и не мог не быть поднятым на пресс-конференции сибирского губернатора. Более того, с яичной темы общение губернатора с журналистами и началось.
«Если эта тема актуальна, то можем отдельно собрать встречу с региональными производителями и представителями надзорных органов, разобрать все составляющие», — отпасовал вопрос Игорь Кобзев. Впрочем, говорить о том, что для регвластей это «неактуально», он не стал. Более того, признался, что по данному поводу уже проводилось совещание с участием ФАС, прокуратуры, сельхозпредприятий. В результате «достигнуты договоренности о поставках яиц всех категорий по цене от 75 до 85 рублей за десяток». «Надо учитывать дальше конечно процент надбавки торговых сетей», — указал на крайних глава региона, добавив также «мы уже проходили подобное во время пандемии».
Игорь Кобзев отметил, что согласно данным Росстата, средние потребительские цены на яйцо в Иркутской области с начала года увеличились на 38,7%, в России — на 37,6%, в СФО — 46,6%. В целом рост стоимости яйца в Иркутской области соответствует общим тенденциям в России и СФО. По данным органов статистики, в октябре 2023 года увеличение цен на яйцо наблюдается в 47 регионах России. Основной фактор, влияющий на цену, — удорожание корма птицы.
Больницы строят, а лечить некому
Просторный зал конференций Дома молодежи вместил далеко не всех журналистов, стремившихся побывать на итоговой пресс-конференции. Желанию некоторых, очевидно, мешало расстояние (Иркутская область, как известно, немаленькая), но организаторы для таких случаев предусмотрели лазейку. Задать вопрос по видеосвязи смогли, в частности, представители СМИ из отдаленных Бодайбо и Тайшета. Это самый восточный и самый западный райцентры Приангарья, расстояние до Иркутска от которых по дорогам составляет 1,4 тыс. км и 660 км соответственно.
«В Тайшете и районе в последнее время все хорошо. Строятся многочисленные социальные объекты, чего не наблюдалось давно», — начал с «бочки меда» Андрей Лаховский из Тайшет24 и тут же добавил ложку дегтя: «А работать в новых больницах некому».
«Должна быть соответствующая мотивация, дополнительная финансовая поддержка», — произнес в ответ очевидное Игорь Кобзев. Губернатор откровенно признал: на сегодняшний день показатель укомплектованности на территории Иркутской области по состоянию на 1 декабря 2023 года врачебными кадрами составляет 59%, средним медицинским персоналом — 66%. Из 682 действующих ФАПов на территории Приангарья 116 не укомплектованы медицинским персоналом.
«Проблема кадрового дефицита в здравоохранении — одна из самых острых в Иркутской области. Особенно медработников не хватает в небольших городах и сельских территориях. В регионе действует ряд мер по социальной поддержке врачей и медицинских специалистов, а со следующего года заработают новые программы. Это различные выплаты и строительство жилья для медработников в нескольких муниципалитетах. Безусловно необходимо продолжать мотивировать будущих медиков, активнее привлекать выпускников медицинских образовательных организаций, расширять для них существующие меры. Нужно детально проанализировать сложившуюся ситуацию, больше мест выделять под целевой набор», — обозначил остроту вопроса и озвучил варианты его постепенного решения Игорь Кобзев.
Глава региона также напомнил, что одной из достаточно эффективных мер привлечения врачей для работы в отдаленные территории являются федеральные программы «Земский фельдшер» и «Земский доктор», которые работают для сельских территорий и для городов с населением до 50 тысяч человек. Еще одна мера поддержки предусматривает возможность приватизации медицинскими работниками ведомственного жилья. На 2024 год в областном бюджете заложено более 152 миллионов рублей на приобретение жилья для медиков.
Деньги будут, но не все и не сразу
Журналист из Бодайбо, также как и его коллеги из Усть-Кута, а также Братска интересовались строительством (и достройкой) крупных социальных и инфраструктурных объектов — школ, дорог, мостов, требующих миллиарды рублей. Глава региона удивил неожиданным, но логичным предложением выделять средства по частям, разбивать большие проекты на этапы и выполнять их. «Если дать сразу, то найдется подрядчик, который пожелает взять такой контракт, а потом все запорет. Мы уже подобное проходили», — отметил он, предложив пересмотреть в регионе всю цепочку «заказчик контракта — конкурс — подрядчик». И начинать работу на объектах стоит с проектных решений. Нужно менять подход и уходить от дополнительных соглашений, когда подрядчик может бесконечно продлять сроки и финансирование работ. Заказчикам необходимо максимально контролировать ситуацию и качество работ. Ведь страдает от этого, в первую очередь, население.
«На входе, когда заключаешь контракт, должен быть график работ и ежедневный контроль. Если ты это выстраиваешь, и подрядчик понимает, что это так, — это одна история. Если думаем, что это кто-то за нас должен сделать, неважно, общественная организация там, то результата не будет. Во-первых, люди думают, что это кто-то что-то украл. Как всегда, если не сделали, значит деньги украли. И мало кто думает, что здесь все зависит от исполнителя, как он выстроит свою работу. При заключении контракта он же изучает документацию, видит, как он может исправить. Ну и третье, когда он заключил контракт, идёт на изменение контракта — это хуже всего, это тоже одно из ухищрений того, что можно продлить контракт, увеличить стоимость его. Но вы сегодня должны понимать, что от 10 до 30% — это новый контракт», — обстоятельно разложил видение ситуации губернатор.
Он добавил, что в следующем году в Иркутскую область приедут представители Государственной экспертизы России. С их помощью в регионе должны сформировать школу заказчиков, где будет проходить обучение и методическое сопровождение.
Новый аэропорт на старом месте?
Вопрос о строительстве нового аэропорта в Иркутске уже второй десяток лет стабильно звучит на пресс-конференциях всех губернаторов Приангарья. И каждый из них всякий раз старался чем-то обнадежить. Игорь Кобзев в предыдущие годы этой крепкой традиции не изменял. А сейчас что-то поменялось.
«У нас есть указ президента от 2014 года, где четко поставлена задача построить новый аэропорт. Мы предварительно понимаем, кто сегодня может построить. Для постройки нового аэропорта нам нужна инфраструктура: транспортная доступность, электроснабжение, водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение и керосинопровод. На эти работы необходимо 12,7 миллиардов рублей. Еще большая сумма понадобится на дорогу до аэропорта, тут мы в диалоге с «Росавтодором», — вроде бы и обозначил какие-то изменения, но и не заявил ни о чем конкретном Игорь Кобзев.
Куда больше деталей прозвучало относительно планов реконструкции действующего аэропорта. «Для модернизации необходимо расширить авиационный узел Иркутска в сторону Байкала, где есть более 50 гектаров земель сельхозназначения. Чтобы перевести эти земли в областную собственность, нужен как минимум год. Мы также рассматриваем вопрос передачи более 100 гектаров земли в федеральную собственность для развития этого узла. Аэропорт Иркутска будет расширен так, чтобы заход на него был со стороны озера Байкал, а не со стороны города. Реконструкция предполагает новый аэровокзальный комплекс, рулежные дорожки, места стоянок», — перечислил глава региона планы, в осуществление которых пока верится больше, чем в появление нового аэропорта.
Уверенности в этом добавляет и тот факт, что, по словам губернатора, Иркутский аэропорт планируется передать из областной собственности в федеральную. Оперативным управлением займется госкорпорация «Ростех».
Турпоток удвоится, возможно, лет через 10–12
Еще один «старожил» пресс-конференций — развитие регионального туризма. Как и в случае с аэропортом, эту тему можно назвать «заколдованной». Губернаторы меняются, проекты, один масштабнее другого, возникают и уходят в прошлое, а байкальский туризм, что сегодня, что 20 лет назад все также характеризуется дефицитом свободных мест в гостиницах, необустроенностью, высокими ценами.
«Иркутская область работает в рамках федерального проекта «Пять морей и озеро Байкал», вместе с Республикой Бурятия создаем курорт «Волшебный Байкал». Эту работу ведем по поручению президента России Владимира Путина, мы поставили цель к 2036 году увеличить приток туристов в регион до 3,6 млн человек. Предварительно, по итогам 2023 года этот показатель составит 1,7 млн туристов», — обозначил высокую планку, как и далекие сроки, Игорь Кобзев.
Глава региона рассказал, что в проект «Волшебный Байкал» вошли две локации: это город Байкальск с особой экономической зоной туристско-рекреационного типа «Ворота Байкала» и новая локация «Байкальская слобода», которая расположится в поселке Тальцы.
Особое внимание губернатор уделил необходимости развития инфраструктуры, подчеркнув, что для успешной реализации проектов важно строительство причальных и защитных сооружений, берегоукрепление, строительство объектов электроснабжения, водоснабжения и канализации, развитие улично-дорожной сети.
По данным агентства по туризму Иркутской области, способствовать росту турпотока будет и создание новых мест размещения, для этого в регионе возводят модульные отели. В 2023–2024 годах в общей сложности будет построен 491 новый номер в некапитальных местах размещения. Общая сумма поддержки в 2023-2024 годах с учетом областного софинансирования составит более 622 млн рублей.
Особое мнение
Тема эвтаназии безнадзорных животных также стала предметом для откровений из уст главы региона. Подоплека вопроса заключается в том, что соседние регионы уже приняли соответствующие законы (на момент пресс-конференции закон принят в Бурятии, на момент выхода номера — в Забайкалье), позволяющие умерщвлять бездомных собак после их помещения в приют, если в некий обозначенный срок не найдется новый хозяин.
«Я вижу, что отдельные регионы принимают такое решение. Я всегда относился к этому вопросу с дополнительным вниманием. Если сегодня все заинтересованные лица придут к единому мнению, то это одно. Если разные мнения, их нужно сближать или искать компромисс. У меня лично свое мнение об эвтаназии, но если общество против, то нужно искать другие варианты решения вопроса», — попытался «между строк» обозначить позицию глава региона.
Совпадение или нет, но спустя несколько дней после пресс-конференции депутаты думы Иркутска выступили с обращением в адрес депутатов заксобрания и губернатора «о кардинальном решении проблемы с безнадзорными животными».
«Численность бездомных собак растет, агрессивность увеличивается, как и число нападений, необходимо срочно принимать меры. В первую очередь в законе Иркутской области должен быть обозначен безвозвратный отлов животных. В законопроекте также необходимо учесть, какие меры необходимо принимать по прошествии определенного срока (например, полгода) содержания животного в приюте — дальнейшее содержание или эвтаназия», — считают депутаты.
«Год был тяжелым»
Именно так откровенно и открыто охарактеризовал уходящий год губернатор. Он пояснил: «Тяжелый, по многим показателям. Вроде и дожди были, мало лесных пожаров. Но многие вопросы, которые хотелось бы, чтобы завершились, мы переносим по разным причинам. Те показатели, которые мы взяли, тяжело идут, в частности, реализации инфраструктурных проектов, например, новый тепловой луч в Иркутске. Тяжелый год с точки зрения вопросов по трагическим событиям в регионе».
Вместе с тем, глава Приангарья заметил, что «проще стало работать с заксобранием, мы теперь друг друга слышим», «жители региона заметили новые дороги, социальные объекты».
«Область на хорошем счету у президента, развивается, идет вперед по многим вопросам. И ряд моих коллег-губернаторов говорит «вы молодцы», — неожиданно признался Игорь Кобзев в чем-то очень важном для себя. И так же неожиданно завершил пресс-конференцию: «В следующем году нас ждет большое политическое событие (имеются в виду выборы президента РФ — ред.). Каждый понимает важность момента с точки зрения стабильности. Если мы дадим хороший результат, то у нас в регионе будет еще лучше в плане развития».
Кажется, вопрос на итоговую пресс-конференцию губернатора в 2024 году уже созрел сам собой.