В последние месяцы осени 2023 года заметно участились случаи телефонных мошенничеств в России, представляющих собой новую схему, подтвержденную экспертами из "Лаборатории Касперского". Они представляются сотрудниками сотовых операторов, утверждая неотложную необходимость продления SIM-карты.
По данным приложения Kaspersky Who Calls, количество подобных звонков в октябре выросло втрое, а в ноябре — уже вчетверо. Эта схема, попавшая в топ наиболее используемых мошенниками, заключается в убеждении абонента в неотложности продления SIM-карты или договора на услуги связи.
Главный эксперт "Лаборатории Касперского" Сергей Голованов пояснил, что мошенники стремятся получить конфиденциальные данные и одноразовые коды, чтобы установить переадресацию SMS или создать виртуальный дубликат SIM-карты. Это позволяет им проникнуть в личные кабинеты пользователей, включая финансовые сервисы.
Специалисты мобильных операторов, Центрального банка, крупных банков, а также проекта ОНФ "За права заемщиков" подтвердили распространение этой схемы. В звонках мошенников используют различные предлоги, такие как предложение по смене тарифного плана или временная блокировка карты, но цель остается постоянной - получить доступ к личным кабинетам абонентов.
Важно отметить, что у SIM-карты нет срока действия, и операторы не запрашивают коды из SMS. Однако, начиная с 2018 года, абоненты обязаны актуализировать паспортные данные у сотового оператора. Это делается через официальные мобильные приложения, а не по телефону.
Эксперты полагают, что увеличение случаев этой схемы может быть связано с окончанием года, когда чаще заканчиваются договоры на услуги связи и появляются новые тарифы. Заметно, что в этой схеме отсутствует агрессия и давление, а звонящие проявляют заботу и заинтересованность.
В ответ на увеличивающуюся угрозу Банк России за три квартала 2023 года заблокировал более 515 тыс. телефонных номеров, используемых мошенниками для хищения денег у граждан.
Советы экспертов включают прерывание разговора при подобных звонках и независимый звонок в службу поддержки телекома для подтверждения информации. Важно обновлять паспортные данные через официальные приложения и быть осторожными с приложениями, предназначенными для блокировки нежелательных звонков.
Эта новая схема подчеркивает необходимость повышения осведомленности пользователей и использования осторожности при общении по телефону, чтобы минимизировать риски финансовых потерь и утечек личной информации.