В Краснодар Николай Викторович приехал с презентацией своей книги «Террор. Кому и зачем он нужен». Ретроспективный взгляд на это явление с проекцией на сегодняшний день уже двадцать первая книга автора. Однако встреча с писателем далеко не ограничилась творческими рамками. Активная гражданская позиция Николая Старикова, который также является членом центрального совета партии «Справедливая Россия — За Правду», широкая эрудиция и глубокие знания истории гостя редакции перевели беседу в плоскость обсуждения глобальных процессов, роли России в формировании нового многополярного мира.
Время позвало
Николай Стариков родился в Ленинграде. Учился в школе, потом поступил на химический факультет Ленинградского инженерно-экономического института, который в свое время окончил отец. Комсомольская юность со стройотрядами, КВН и студенческой жизнью. А затем произошел развал Союза.
— В Советском Союзе люди в политическом плане были как дети. Советская власть нас оберегала от всех политических событий. На Западе были различные партии, велась пусть даже псевдополитическая борьба, но человек был как-то погружен в эту сферу. В СССР ничего этого не было. Мы верили тому, что говорили по телевизору и писали в газетах. И вдруг нам стали рассказывать неправду об истории Советского Союза. А поскольку кредит доверия к средствам массой информации был большой, многим людям быстро внушили ненависть к своей стране. Отчасти это и привело к развалу Советского Союза,— объяснил Николай Стариков. — Нам, как маленьким детям, внушили, что мир добродушен — надо только отказаться от своей истории, идеологии, армии, союзников и так далее.
Потом началась дикая приватизация, целью которой было разрушение советской экономики. В подтверждение своих слов Николай Стариков привел факт из новой книги —«Террор. Кому и зачем он нужен». В 1991 году снайпер убилДетлева Карстена Роведдера. Этот человек руководил организацией, которая занималась вопросами приватизации госпредприятий в ГДР. Его позиция заключалась в том, чтобы продавать государственную собственность за реальную рыночную стоимость, а не за копейки и наиболее эффективные предприятия социалистической формы интегрировать в общую рыночную экономику. Это шло вразрез с глобальной политикой, так как уже начинались рыночные процессы в СССР и пример правильной приватизации, выгодной государству, мог сломать планы развала советской экономики. Убийцу Роведдера так и не нашли.
— Когда мне было двадцать лет, я тоже воспринял перемены как что-то новое и интересное. Но потом, когда я политически повзрослел благодаря литературе, беседам с людьми, которые видели истинные цели развала страны, понял, как меня обманули. Ужаснулся. Осознал, что Запад обманывает всех сейчас и раньше так делал. И тогда, чтобы хоть как-то мешать этим темным силам, я решил рассказывать людям, как это было в истории. Посыл моих книг: Запад нас обманывал и будет дальше так делать, если мы не разберемся,как мир устроен,— сказал писатель.
Углубившись в изучение событий, которые предшествовалиреволюциям и спровоцировали их, уничтоживших Российскую империю, Николай Стариков обнаружил массу параллелей с современностью. Так и написал первую книгу. Принес в редакцию — и ее сразу взяли в печать. Правда, исследование вышло настолько объемным, что книгу разделили на три,опубликовав одну за другой.
Сохранять и охранять
—Сейчас на государственном уровне активно взялись за преподавание истории в школах. На ваш взгляд, насколько новые учебники и методики отвечают принципам объективности?
—Об этом лучше спросить у учителей. Должен существовать единый формат преподавания истории на государственном уровне. В истории важна трактовка событий. А этим вопросом должно заниматься государство: говорить, что хорошо и что плохо. Другое дело, что на высоком уровне пока так и не появился единый взгляд на историю. Например, в новом учебнике опубликована ложная информация о том, что польских офицеров в Катыни расстреляли сотрудники НКВД. Это прямое противоречие материалам Нюрнбергского трибунала. Потому что наше государство в прошлом в качестве политического маневра решило так подружиться с поляками: мол, давайте признаем, какая нам разница, это ж не мы конкретно сделали. Но как только ты признаёшь подобные вещи, тебя начинают в них тыкать. И вдвойне обидно, что мы-то этого не делали. И как поступают те же США? Они ни за что не извиняются. Сбросили атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки, убили сотни тысяч мирных жителей и говорят, что это союзники сделали. Недавно посмотрел голливудский фильм, и там есть момент, как один из героев говорит Оппенгеймеру, что Сталин требует как можно скорее применить ядерную бомбу. Это вранье, но у зрителя создается ощущение, что инициатором бомбардировки японских городов были мы. Это и есть идеологическая работа. Она идет постоянно и приносит результаты.
Искажение истории, как показали события последних десятилетий, очень эффективно в формировании взглядов и шкалы ценностей у целых стран. Нас едва не лишили звания народа-победителя во Второй мировой войне. Наши отцы и деды завоевали этот статус для потомков ценой неимоверных усилий и жертв, и мы пребывали в уверенности, что это незыблемо. Но западные политтехнологи и профессионалы в области манипулирования массовым сознанием работали десятилетиями, понемногу размывая образ советского воина-освободителя. И когда Союз пал, наш народ, занятый выживанием, стал забывать о подвиге. Великая Отечественная война постепенно превратилась во Вторую мировую, и оказалось, что фашизм победили не мы и союзники, а союзники и мы. Дошло до того, что парад в День Победы с Красной площади убрали, заменив торжественным построением на Поклонной горе. Переписывание истории очень опасная вещь. Ее последствия мы видим на Украине сегодня. Фальсификаторам пришлось провести титаническую работу, чтобы создать в общественном сознании украинцев миф об избранности нации и особой роли. Но цель одна: противостояние России. Историю надо не только сохранять, но и охранять от фальсификаций.
— Как бороться с фальсификаторами?
— У нас огромное преимущество, потому что на нашей стороне историческая правда. Это и есть главная гарантия сохранения национальной идентичности. Специальная военная операция на Украине разбудила людей и заставила быстро повзрослеть. Мы вдруг поняли, что у нас огромная нехватка идеологии. Очереди на границе с Грузией и Арменией — это не проявление гражданской позиции, а желание сохранить привычный образ жизни с доступом к западным благам цивилизации.После начала СВОтем, кто убежал, казалось, что весь мир отвернулся от нас и страна катится в пропасть, а они не хотели гибнуть вместе с Родиной.Прошло полтора года — и оказалось, что большая часть мира с нами, а Израиль тоже воюет и неизвестно, чем это обернется для других стран. И сейчас многим «беженцам» стало ясно, что Россия — самое спокойное место на планете.
О настоящем и будущем
— А стоит ли давать шанс вернуться тем, кто покинул Родину в тяжелый час?
—Бороться надо с врагами, а не с теми, кто испугался. Чтобы адекватно оценить ситуацию и принять верное решение, в первую очередь необходимо убрать эмоции. При изучении истории, кстати, это тоже главное правило. Сейчас наша страна находится в центре событий, меняющих мировой порядок. Мы живем в тот момент, который станет предметом изучения будущими поколениями. И вот чтобы не дать повод извратить историю завтра, мы должны быть предельно честными сегодня. Нам это нетрудно, потому что для России это естественное состояние. Такова историческая логика: если США и Великобритания врут, то они всегда это делали и будут продолжать. Поняв, что нас нельзя победить на поле боя, усилили акцентна провоцирование конфликтов внутри страны. Санкции, ограничения, закрытие доступа к интернет-сервисам — всё это делается, чтобы каждому жителю России дать повод для недовольства, а потом на почве негатива вывести людей на улицы. Противостоять этому можно только открытым и честным диалогом власти с гражданами.
—Вы часто бываете в зоне СВО, встречаетесь с бойцами и жителями. Поделитесь своим видением ситуации.
— Для меня то, что сейчас происходит, новостью не является. Об этом я писал десять —двадцать лет назад. И сегодня не я пододвинулся к линии государства, а государство приблизилось к тому, о чем я писал. Если с нами не хотят договариваться и считаться, значит, мы должны сделать так, чтобы они были вынуждены учитывать наши интересы и позицию.
Для того чтобы приблизить победу, надо отбросить в сторону все внутренние разногласия и объединиться. Поэтому еще в мае на съезде партии «Справедливая Россия — За Правду» мы поддержали выдвижение кандидатуры действующего главы государства Владимира Путина на президентские выборы в 2024 году. Это не значит, что у нас нет разногласий по многим вопросам в плане государственной политики. Мы отстаивали и будем отстаивать свою позицию социальной справедливости. Но сейчас, когда Россия борется за право жить и развиваться, мы должны быть одним целым. На нашей стороне историческая правда.