Торговая сфера столкнулась с непростыми временами, когда год назад ряд крупных мировых брендов заявил о прекращении работы в России и постепенно ушел с рынка в течение года. Кроме того, снижение покупательной способности населения и конкуренция с онлайн-торговлей негативно сказываются на трафике в торговых центрах.
Эксперты рынка считают, что в ближайшее время Россию могут покинуть популярные западные торговые сети, такие как «Ашан», «Метро», «Глобус» и Selgros. Однако ни одна из этих компаний пока не сообщила о своих планах покинуть российский рынок. Более того, в их деятельности нет явных признаков грядущего ухода.
Издание «Известия» сообщает, что Михаил Мишустин получил письмо от Андрея Белоусова, в котором указывается на значительный масштаб созданной торговыми сетями инфраструктуры в России. Также отмечается, что около 83 их торговых объектов находятся в 49 регионах страны. Там есть распределительные центры и производственные предприятия. Издание подчеркивает также, что каждая из сетей имеет более 2 тыс. поставщиков и свыше 50 тыс. сотрудников. В связи с опасением ухода зарубежных сетей, Минпромторг предлагает продлить на год меры, которые позволят российским компаниям выкупать активы зарубежных сетей.
Российским ритейлерам разрешено проводить сделки по слиянию и поглощению, если их доля превышает 25% в рамках одного муниципалитета или округа. Ранее на это действовал запрет. Однако он был отменен после ухода с нашего рынка финской компании Prisma. В результате, X5 Group (сети «Пятерочка», «Перекресток») приобрела 15 магазинов.
Минпромторг предложил продлить срок действия этих изменений до 2024 года, чтобы российские компании могли приобретать активы иностранных сетей без ограничений.
По информации издания «Известия», Мишустин выразил поддержку этой инициативе и поручил внести в правительство проект соответствующего федерального закона. В пресс-службе кабинета министров подтвердили, что проект уже находится на рассмотрении.
Но не все проблемы магазинов связаны с экономическими последствиями и введением санкций. Редкое посещение торговых центров и крупных магазинов россиянами объясняется не только отсутствием брендов одежды и снижением продуктового ассортимента, но и все более популярными из-за привлекательных цен интернет-магазинами.