Петербургская академия наук двенадцать лет занималась решением судьбы буквы «Ё», которую предложили внести в русский алфавит в 1783 году. Наконец, в 1795-м эта литера появилась в печати в произведениях Николая Карамзина.
Позже букву «Ё» использовал Державин, окончательно узаконив пребывание литеры в русском алфавите. Карамзин помнил о своём происхождении. Его далёкие предки имели прямое отношение к татарскому Кара-Мурзе, потомками которого были. Державин имел дело с тюркским с детства.
Прибавили оттенков русской речи Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Некрасов, Ахматова и Блок, используя в своих творениях испанские и германские, африканские и польские интонации и таким образом обогатив речь русского народа всемирным звучанием.
Буква «Ё» очень быстро стала привычной и использовалась народом до того, как специалистами было узаконено её существование. Русский люд был готов отказаться от старого ради обновлений, которые должны были принести всем перемены, а академия только дала теоретическое обоснование этой готовности.