Глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина призвала российские банки по отношению к своим клиентам вести себя честно, перестать навязывать ненужные услуги и скрывать важные условия договоров. И этому есть вполне конкретные примеры. В частности – по «МТС Банку».
«Нам поступает большое количество жалоб на разные уловки, скрытые продажи инвестиционных продуктов с непонятными условиями, навязывание услуг. Масштаб недобросовестных продаж сокращается, но остается большим. Банки должны завоевать доверие людей, а продукты и продажи должны быть честными», — сказала глава ЦБ банкирам.
Но вот слышат ли это банки? Или возможность получения прибыли любыми путями важнее чести и репутации? Многие жалуются на то, что сталкиваются с откровенным обманом со стороны банков. За все говорить не буду. Но конкретный пример привести — пожалуйста. Как говорится, бес попутал россиянку Юлию согласиться на предложение «МТС Банка» взять кредитную карточку, всего-то на 10 тысяч рублей. И беспроцентный период вроде хорош, и лишних платежей нет. Так объяснял ей приехавший на дом менеджер. Юлия согласилась: мало ли, у каждого в жизни бывает ситуация, когда необходимо перехватить на короткое время небольшую сумму. И карту оформила.
Прошло какое-то время и Юлия воспользовалась карточкой. Через короткое время, несравнимое с предлагаемым беспроцентным периодом, она пополнила кредитку. И даже «с верхом» — перечислила на нее на 10 рублей больше, чем номинал. Казалось бы - добросовестный заемщик выполнил свои обязательства и все в порядке. Но, как оказалось, на этом моменте начались «приключения». Сначала ей начислили небольшую сумму, якобы за обслуживание карты (хотя при ее оформлении менеджер об этом не говорил). Узнала Юлия об этом случайно — зайдя в мобильное приложение «МТС Банка». За то время, когда была начислена эта сумма и до момента обнаружения начисления «платы за карту» Юлией прошло две недели. А за это время «МТС Банк» ... успел ей насчитать проценты. По 59 рублей в день.
Ладно, повозмущавшись, она оплатила это. И, так как поняла, что при оформлении кредитки ее попросту обманули, не рассказав обо всех тонкостях «добросовестной работы банка с клиентами, попыталась карту закрыть. Но не тут-то было. С невероятными усилиями дозвонившись на многоканальный номер банка, Юлия была поражена — закрыть карточку оказывается нельзя. Так как сумма на ней выше установленного номинала и необходимо, дескать, перевести эти несчастные 10 рублей на любую другую карту. И тогда (в течение аж пяти дней!) карту, дескать закроют. Она так и сделала.
Но... выяснилось, что за перевод этой десятки сняли комиссию... А на нее снова накрутили проценты. Минус еще более, чем тысяча рублей. Юлия заблокировала карту в онлайн-приложении. Но увы — ей продолжают начислять плату ... за пользование картой.
Получается, что «МТС Банк» не заботится о своей репутации и «чудит» даже по таким мелочам? Или действует по принципу Раскольникова: «одна старушка — это рубль, а десять старушек — это уже десятка»? Юлия, отчаявшись добиться правильного отношения к ней как к клиенту банка, обратилась к журналистам. Ведь на самом деле — получается замкнутый круг: плати, плати, но при этом деньгами с карты ты не пользуешься...
К сожалению, многие банки строят «добычу прибыли» на подобных уловках и обманах. И это не только мнение автора.
«В банковском секторе есть даже специальное название для недобросовестных практик — „финансовая механика“. Так мошенничество называют. Когда в договорах мелкими буковками что-то пишут об условиях кредита или другого продукта, а потом его клиенту „впаривают“. Мне кажется, что это самая отвратительная вещь, но есть банки, которые на этом поднялись — очень много зарабатывали», — заявил глава «Сбера» Герман Греф на конференции Банка России «Фокус на клиента».
Кстати, к слову сказать, Юлия очень хорошо отозвалась о кредитной карте «Сбера» (сегодня она пользуется ей) — никаких проблем, все чисто, прозрачно и честно. Хорошо отзываются люди и о кредитках «Тинькофф». Это к тому, что есть кредитные организации, не портящие свою репутацию обманом своих же клиентов. А вот «МТС Банк» ...
Кстати, Юлия теперь принципиально не оплачивает явно обманно начисленную сумму и намерена обратиться в прокуратуру и суд. За обман кто-то должен ответить. В том числе и материально.
На самом деле с обманом банков люди сталкиваются нередко. Их представители не спешат (или так инструктированы?) рассказывать завлекаемым клиентам всю правду о предлагаемых кредитных продуктах и все нюансы, с которыми человек обязательно столкнется, откликнувшись на, казалось бы, заманчивое предложение.
«Там может и не быть мелкого шрифта, но продукт настолько сложный, что понять все риски без специальных знаний невозможно, а менеджеры рассказывают только о преимуществах. Эту проблему можно решить путем повышения финансовой грамотности, но лучше было бы просто так не поступать», — отметила профессор Абрамова.
Редакция "Аргументов недели" также подготовит соответствующие запросы в компетентные органы.