Аргументы Недели → Общество 13+

Как статистика Минфина превращает рост нефтяных налогов в падение

, 13:06

Как статистика Минфина превращает рост нефтяных налогов в падение

Издание РБК опубликовало материал, в котором сообщается о снижении доли нефтегазовых доходов в бюджете РФ. Он основан на Оперативном докладе Счетной палаты об исполнении федерального бюджета за январь–сентябрь 2023 года. По мнению доцента Финансового университета при правительстве России Леонида Крутакова, предъявленные изданием выводы далеки от реальности. Эксперт в своей колонке в газете «Ведомости» заявил, что никакого снижения поступления в бюджет нефтегазовых доходов нет, при этом именно с нефтяной отрасли России налогов стало взиматься больше.

РБК приводит данные о том, что цена нефти сорта Urals снизилась с $82,9/барр. (декабрь 2021 г. – август 2022 г.) до $55,9/барр. (декабрь 2022 г. – август 2023 г.). То есть, падение составило 32,6%. Однако по данным самого Минфина, за это самое время объем доходов бюджета (правильнее говорить об объеме изъятий из отрасли) по НДПИ на нефть и газовый конденсат сократился почти с 7,2 трлн до 5,4 трлн руб. или на 25,6%. Если разделить нефть и газ, то картина совершенно другая.

Эксперт также приводит данные Минфина, согласно которым объем собранного НДПИ за январь–октябрь 2023 г. по нефти составляет 5,99 трлн руб. План по году – 6,948 трлн руб. Ожидаемые (исходя из динамики) поступления по году должны составить 7,903 трлн руб. или 114% от плана. По газу объем НДПИ за тот же период составил 979 млрд руб. при планируемом годовом поступлении 1,246 трлн руб. Ожидаемые поступления по году – 1,189 трлн руб. или 95% от плана.

Известно, что НДПИ напрямую зависит от мировой цены на нефть. Получается, что нагрузка на нефтяную отрасль выросла, но не в абсолютном (абстрактном) показателе, как считают Минфин и Счетная палата, а в реальном исчислении роста налогов на единицу произведенной продукции.

«А еще здесь важно понимать, когда глава Минфина отчитывается о героических усилиях по наполнению бюджета, он подразумевает усилия реальных производителей добавленной стоимости. Сотрудники Минфина не рубят уголь в шахтах и не бурят скважины на нефть или газ в условиях Крайнего Севера при минус 40 градусах. Героизм сотрудников Минфина проявляется в замене цифр в разных графах своих планов и отчетностей», – отметил Леонид Крутаков.

Он подчеркнул, что Минфин в отчётах смешивает воедино нефтегазовую и нефтяную отрасли. И аргументирует необходимость роста налоговой нагрузки на обе отрасли, но «в реальности поднимает ее только для нефти».

По данным Минфина, общий (включая НДПИ, пошлины на нефть и нефтепродукты, НДД и акциз с демпфером) сбор налогов по нефтяной отрасли за период с января по октябрь 2023 года составил 5,456 трлн руб. По газу – 1,755 трлн руб. План по году в нефти составляет 6,238 трлн руб., а по газу – 3,251 трлн руб. Исполнение плана ожидается (тем же Минфином) по нефти на уровне 6,642 трлн руб. (106%), по газу – 2,158 трлн руб. (66%).

Даже по НДД, который назван одной из причин падения «нефтегазовых» бюджетных сборов, согласно докладу Счетной палаты в изложении РБК, за январь-октябрь собрано 1,297 трлн руб. при годовом плане в 1,082 трлн руб. То есть за 10 месяцев прирост к годовому плану составил уже 120%, отмечает Леонид Крутаков.

«Почему Минфин, а за ним и Счетная палата, продолжают смешивать нефть и газ в нефтегаз? Ответов может быть несколько. Например, чтобы прикрыть провалы «Газпрома». Или чтобы с помощью провалов «Газпрома», занизить псевдостатистику по нефтяной отрасли и выбить в правительстве и Думе повышение нагрузки опять-таки на нефтяную отрасль», – предполагает эксперт.

Тем временем многие СМИ раздувают сенсацию, которая заключается в том, что нефтегазовые доходы федерального бюджета упали до минимума за 16 лет, составив 28,3% всех поступлений, и сокращение достигло почти 15 процентных пунктов (п.п.) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

«Тут начинается сплошная казуистика (бардак в головах). Мало кто понимает, что речь в «сенсации» идет не об общем падении на 15% сборов с нефтянки, а о процентах по отношению к прошлогодним процентам к общей доле поступления налогов в бюджет. Про рухнувшую на 32,6% цену нефти Urals при этом отмечала и сама Счетная палата», – подчеркнул Леонид Крутаков.

Он обращает внимание, что под нефтегазовыми доходами бюджета Минфин и Счетная палата подразумевают не все налоговые сборы с нефтегазовых компаний, а только те налоги, которые прямо зависят от цены нефти. Иными словами, есть еще и другие налоги, которые Минфин сознательно не включает в свои выкладки, а записывает их в ненефтегазовые поступления. Эти налоги увеличивают общую нагрузку на нефтяную отрасль с 78 до 90%.

Эксперт отмечает, что если в общей отчетности учесть обратный акциз на нефтяное сырье, который с января по сентябрь составил 1,98 трлн руб. (эта сумма идет демпферным возвратом нефтяникам и учитывается как минус в отчетности Минфина), то нет никакого 16-летнего рекорда падения доходов. Рекордным было падение во второй половине 2020 года.

«В кабинетах Минфина должны аплодировать безграмотности отечественной публики (не в обиду журналистам, аудиторам Счетной палаты, сотрудникам Минфина и депутатам Госдумы). Цель достигается с неизменным постоянством. Рост нагрузки на нефтяной сектор (под видом нефтегазового) продолжается», – отметил эксперт.

Согласно принятому Госдумой РФ проекту федерального бюджета, его нефтегазовые доходы в 2024 году должны вырасти до 11,5 трлн руб., что на 30% или на 2,6 трлн руб. выше ожидаемых нефтегазовых доходов за 2023 год. При этом, по расчетам самого Минфина, более 1,3 трлн руб. из общей суммы прироста связано не с ростом добычи, цен или рентабельности, а с изменением налогового законодательства. И более 70% прироста придется именно на нефтяную отрасль страны.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram