21 ноября стало известно о смерти дезертировавшего в 70-е из СССР летчика Виктора Беленко. Новость о его смерти не привлекла особого внимания в мировых СМИ до недавнего времени, когда The New York Times опубликовал его некролог. Бывший советский летчик, ушел из жизни два месяца назад. Он стал известен после своего дерзкого побега из Советского Союза на угнанном истребителе МиГ-25 в 1976 году. Его побег тогда привел к напряжению в отношениях между СССР и Японией.
После побега Беленко получил политическое убежище в США и продолжил свою карьеру в качестве консультанта по авиации. Он прожил большую часть своей жизни в Соединенных Штатах, где работал на Boeing и занимался исследованиями в области безопасности авиации.
Виктор Беленко, пилот самолета МиГ-25, решил дезертировать в Японию во время тренировочного полета. По прибытии он запросил политическое убежище и позднее эмигрировал в США. Его перебежчество вызвало значительное беспокойство в СССР, так как американцам удалось получить ценную информацию о советской авиационной технике и системах опознавания. Но, как говорится, нет добра без худа? В результате предательства Беленко СССР был вынужден провести модернизацию своей авиационной техники для обеспечения ее надежности и защиты от противника. А наша военная авиация получила толчок к развитию.
Но, также, в летные части было спущено указание выявить всех морально неустойчивых летчиков и отстранить их от летной работы, а фамилии выдать наверх. Было приказано не жалеть никого, при малейшем сомнении — никаких колебаний. В военной авиации началась большая чистка. Под которую попало и немало летчиков, которые попросту не нравились командованию и замполитам.
После того как американцы вытащили все возможные сведения у перебежчика, Беленко был защищен специальной программой ЦРУ. Для того чтобы КГБ не нашло изменника, его адрес и имя менялись в США. Но информация всё-таки просочилась и стало известно, что он оженился на американской учительнице музыки. У них появилось двое детей, но семья развалилась.
Имя Беленко стало публичным только в сентябре 1983 года, когда советский истребитель сбил южнокорейский «Боинг», нарушивший воздушное пространство СССР. Это именно Беленко помогал американцам расшифровывать перехваченные радиообщения нашего пилота с командованием. Позднее он стал консультантом писателя Тома Клэнси, когда тот создавал свой известный боевик о холодной войне — «Погоня за «Красным Октябрем».
Восьмидесятые годы были насыщены слухами о смерти Беленко в результате автокатастрофы. Ветераны КГБ убеждены, что ЦРУ разместило эту ложную информацию. Оказывается, подозрения в обмане американцев не были напрасными, так как предатель снова появился на горизонте. В 1997 году Беленко встретился с журналистом из японской газеты «Хоккайдо симбун» и в течение 20 часов дал интервью. В нем Беленко заявил, что в 1995 году был в Москве по делам бизнеса. Подтвердить эту информацию было сложно, так как в то время в России происходили различные события.
Интересно, что даже спустя много десятилетий после побега Беленко, материалы о нем ФСБ до сих пор не рассекретила. Такие обстоятельства могут означать либо то, что дело об угоне МиГ-25 все еще не закрыто, либо то, что побег был разыгран, а Беленко таким образом был внедрен, как агент под прикрытием.
Есть один интересный момент. Бывшая супруга Виктора Беленко как-то вспоминала, что однажды ей сказали, что муж обращался в наше консульство в Сан-Франциско и просил, чтобы его доставили в СССР. Дескать он хотел рассказать правду о случившемся. Но его так и не смогли переправить.
Вообще — истинные причины поступка Виктора Беленко до сих пор остаются загадкой.
«Никаких причин не было. Мы жили хорошо, в достатке. Мои родители с Севера, поэтому мы и поехали служить поближе к ним. Хотя писали, что Витя специально искал место ближе к границе, и чтобы там были самые последние „МиГи“. Пять лет мы прожили душа в душу, у нас рос сын. У Виктора были перспективы на службе. Зачем ему улетать? И вы знаете, ко мне всегда военные и власти очень хорошо относились, даже уважительно. Никаких преследований со стороны кого бы то ни было за эти годы не было», — вспоминала в 2006 году бывшая жена сбежавшего летчика.