Многие, посмотрев современные «шедевры» кино и телевидения, а иной раз и театра, согласны на то, чтобы в нашей стране возродился некий элемент цензуры. Нет, не такой, как в дореволюционной России или во времена Советского Союза. Цензура скорее сегодня должна касаться нравственных и художественных аспектов выставляемых на широкое обозрение творений авторов. И, думается, — это правильно. Слишком много безвкусицы и непотребства сегодня нам предлагают для питания души.
Но, между тем, процесс, как видится, в той же стадии, что и начался уже более года назад. Когда Замглавы парламентского комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Николай Бурляев рассказал «Интерфаксу» о разработке в Госдуме законопроекта об общественных советах на телевидении, в театре и кино.
Народный артист России, парламентарий и общественный деятель давно выступает за введение некоторой цензуры.
«Нет ничего плохого в слове „цензура“, напоминаю, что оно переводится как „строгое суждение взыскательного критика“.
Интересно, что говорил Пушкин о цензуре. Это потрясающе: „Всякое христианское государство, под какой бы формой правления оно ни существовало, должно иметь цензуру. Разве речь и рукопись не подлежат закону? Нельзя позволять проповедовать на площадях, что каждому в голову взбредёт, и государство вправе остановить раздачу рукописей“.
Государство, заботящееся о будущих поколениях, имеет право иметь свою взыскательную критику и строгое суждение», — считает депутат.
Законопроект, касаемый некоего контроля над качеством массовой культурной продукции разрабатывается уже не один год. Однако все время натыкается на непонимание и противодействие. Летом прошлого, 2022 года, Николай Бурляев вновь внес предложение о принятие необходимого, по мнению многих, уставших от безвкусицы, закона.
Конечно, некие общественные советы были. Но потом на смену им пришли экспертные советы, куда включали, в том числе, прокатчиков и продюсеров, то есть людей, заинтересованных в выходе фильма. Иногда экспертные советы состоят наполовину из блогеров и сотрудников интернет-порталов, а не из признанных специалистов в области кино.
«Мы предлагаем закон о введении института общественных советов в кино, на телевидении, в театрах, в СМИ. Они существовали раньше. Должен быть общественный контроль, но не такой, как сейчас. Экспертные советы есть. Из 20 членов Общественного совета Фонда кино — 15 продюсеры и прокатчики, которые, собственно, и распиливают эти 5 миллиардов между собой и никого не подпускают к этой кормушке. В прошлом году я столкнулся с экспертным советом в Минкультуры. Я представлял фильм о Тарковском к его 90-летию. Я был уверен, что его поддержат. Выступил, показал трейлер, 5 минут рассказывал о том, каким будет фильм. В итоге фильм о величайшем режиссёре планеты Тарковском не получает поддержку Минкультуры! Его оставляют в далёком резерве. Я посмотрел, кто эксперты, кто оценивал это, и увидел, что из 30 имён — 15 интернет-портальщики и блогеры. Я спросил у руководства Минкультуры: „Вы кому доверили оценку? Они что-нибудь понимают в кинематографе? Вы удалили из экспертного совета лучших режиссёров-документалистов“.
Считаю, что кроме выдающихся деятелей культуры в этих новых общественных советах, должны быть уважаемые люди из разных областей: учителя, медики, правоохранительные органы, духовенство. Например, учитель прочитает сценарий аморального сериала „Школа“, прошедшего по Первому каналу, и скажет, что это нанесёт удар по школе, по педагогике, что и вышло в итоге», — высказался Николай Бурляев.
А еще, по мнению народного артиста и парламентария Николая Бурляева, просто необходимо разработать и принять «Кодекс Чести деятелей культуры».
Как видим спустя время, прошедшее с момента объявления инициативы, Бурляева снова не услышали. Или не захотели. Отказ поддержать предложенное регулирование мотивируют тем, что ряд вопросов, полномочия по решению которых хотят дать совету, уже регулируются законом о СМИ, а также Роскомнадзором (так говорится в отзыве Правительства РФ), а часть функций совета дублирует функции Общественной палаты. Кроме того, ссылаются на то, что создание такой структуры потребует дополнительных расходов, а в законопроекте не указаны источники финансирования.