Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество 13+

Технический менеджер продукта: мост между технологиями и бизнесом

, 19:33

Технический менеджер продукта: мост между технологиями и бизнесом

 В современном мире, где информационные технологии проникают во все сферы нашей жизни, профессионалы, способные объединить техническую экспертизу и понимание бизнес-потребностей, становятся невероятно ценными. Именно здесь на сцену выходит технический менеджер продукта — ключевой игрок, обладающий широким набором знаний и навыков. Сегодня Даниэль Халиулин, технический менеджер продукта в сфере разработки программного обеспечения, рассказывает об особенностях этой профессии.

— Даниэль, кто такой технический менеджер продукта?

Технический менеджер продукта – это профессионал, который работает на стыке бизнеса и технологий. Он обладает углубленными техническими знаниями и одновременно способен понимать потребности бизнеса, чтобы создавать и управлять продуктами, которые соответствуют требованиям рынка и клиентов. С одной стороны, он выполняет роль менеджера продукта - выявляет ценность продукта и функций для клиента, обеспечивает наличие продуктовой стратегии, выступает “голосом клиента” внутри компании. С другой - он же “технический” менеджер продукта, а значит он способен вникнуть и оценить инженерную часть работы, способен предложить рабочие технические решения для достижения целей.

— Расскажите, пожалуйста, о вашем профессиональном пути, как вы пришли к этой роли?

В IT я уже 10 лет. За это время прошёл путь от начальных позиций, много поработал в качестве "технаря", причём как на позициях, связанных с эксплуатацией больших систем, так и в позиции разработчика. Получил хороший опыт в сфере системного анализа и технического руководства, работая во внутреннем стартапе компании для Кувейтского оператора связи Zain Kuwait, где был связующим звеном по техническим вопросам между нашей компанией и партнерами из Турции и Кувейта.

В какой-то момент мне стало "тесно" в роли технического исполнителя, и я стал принимать на себя все больше "бизнесовых" задач, благо моя текущая компания и роль позволяли это делать. В начале 2022 года уже формально я занял должность технического менеджера продукта

— Вы упомянули, что работали во внутреннем стартапе компании для Кувейтского оператора связи Zain Kuwait. Известно, что там вы руководили командой   и запустили систему управления маркетинговыми кампаниями. Что входило в ваши обязанности   ?

В роли системного аналитика и разработчика я принял код системы от партнеров из компании Turkcell, обеспечил ряд доработок и в составе команды запустил рабочую систему в Zain Kuwait. Система значительно расширила маркетинговые возможности заказчика, что привело к повышению выручки. В мои обязанности входило: общение с заказчиками из Turkcell и Zain Kuwait, выявление их требований, описание и согласование; проектирование реализации - я придумывал как технически реализовать бизнес-требования, которые получил от заказчиков; ведение всей документации по проекту; постановка задач разработчикам; контроль процесса разработки на всех ключевых этапах и траблшутинг.

В этом проекте я вполне оценил фразу "восток - дело тонкое". Мне и команде потребовалось время, чтобы адаптироваться к манере общения и формату взаимодействия с клиентами из Турции и Кувейта. Во многих вопросах личные отношения и общение имели намного большее значение по сравнению с согласованными документами. Мы успешно адаптировались, хотя долго не могли привыкнуть к тому, что воскресенье было рабочим днем у наших клиентов.

— Во многих отраслях распространена модель менторства, когда хороший специалист обучает менее опытных коллег. Занимаетесь ли вы наставничеством?

Да, я занимаюсь как консультированием, так и менторством. В качестве консультанта я часто помогаю коллегам. Они обращаются ко мне с вопросами по проектированию и оценке технических решений, которые рождаются в процессе разработки продуктов. Благо, мой разноплановый опыт работы позволяет посмотреть на вопрос с разных сторон: со стороны техники, бизнеса и клиента. В качестве ментора я поддерживаю пару человек и радуюсь тому, что за последние время они совершили значительный скачок в своей карьере в ИТ.

— Вы выступали на одной из крупнейших IT-конференций в России — DevOpsConf 2023. Годом ранее были участником панельной дискуссии на митапе в Ереване. В обоих случаях вы рассказывали о совершенствовании надежности мобильных приложений. В чем основная проблема их надежности? 

На самом деле проблема не одна: с ростом популярности мобильных телефонов возросли и требования пользователей к качеству приложений. А скорость и надежность являются одними из ключевых качеств хорошего приложения. Однако для того, чтобы их обеспечить, нужно решить множество инженерных задач, часть из которых являются специфическими и сложными для мобильных разработчиков. Одновременно с этим вызовы в теме мобильной разработки могут быть непонятны для тех инженеров, кто хорошо разбирается в теме надёжности, но далек от мобильной разработки.

Поэтому на конференциях я, с одной стороны, знакомил инженеров, не специализирующихся на мобильной разработке, с проблемами обеспечения надежности в мобильных приложениях, с другой -  рассказывал мобильным разработчикам о том, какой опыт из смежных сфер в ИТ будет полезен для них в этой теме.  

— Вы построили карьеру, дойдя до должности технического менеджера продукта в крупной компании. Что требуется для того, чтобы повторить ваш путь?

Если честно, я не считаю, что добился всего, чего хотел. Однако я бы выделил шесть групп навыков, которые важно иметь для карьеры технического менеджера продукта. 

Первая — техническая экспертность. Технический менеджер продукта должен хорошо понимать технические аспекты продукта или услуги, которые компания предоставляет. Он должен быть в курсе последних технологических трендов и уметь анализировать их влияние на бизнес.

Вторая — понимание бизнеса. Для эффективной работы необходимо понимание бизнес-модели компании и стратегии роста. Технический менеджер продукта должен видеть целостную картину и помогать адаптировать технические решения к бизнес-целям.

Третья — понимание клиента. Крайне важно не строить иллюзий и хорошо понимать реальные цели и потребности клиента и уметь их удовлетворять в своем продукте через проверку гипотез.

Четвертая — коммуникативные навыки. Профессия предполагает большой объем общения с руководителями, подчиненными, заказчиками, коллегами из других отделов... Технический менеджер продукта должен уметь ясно общаться и объяснять сложные технические концепции как разработчикам, так и бизнес-команде.

Пятая — гибкость. В работе нередко возникают сложные ситуации и проблемы. Технический менеджер продукта должен быть способен находить эффективные решения и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.

Шестая — лидерство. В некоторых случаях технический менеджер продукта возглавляет команду разработки. Поэтому важно уметь вдохновлять, мотивировать и направлять коллег.

 

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram