Так была заявлена тема Пленарного заседания XXI Общероссийского форума «Стратегическое планирование в городах и районах России», который проходил в Санкт-Петербурге 30–31 октября.
ФОРУМ, известный в среде экспертов как Форум стратегов, проводится в Северной столице с 2002 года. За это время он стал основной площадкой для обсуждения методов и механизмов стратегического планирования, реализации комплексных проектов развития городов и регионов России.
Миссия Форума – содействовать формированию системы стратегического планирования социально-экономического и пространственного развития страны, вести многосторонний диалог по вопросам её долгосрочных приоритетов, продвигать передовые стандарты управления развитием.
Форум стратегов является площадкой для дискуссий в сферах, связанных со стратегическим планированием, экономическим развитием, управлением финансами в регионах и муниципальных образованиях. Сюда едут за знаниями, едут учиться.
В организации мероприятий Форума в этом году принимали участие Государственная дума РФ, Минэкономразвития РФ, Счётная палата РФ, Правительство Санкт‑Петербурга, Фонд «Центр стратегических разработок», МЦСЭИ «Леонтьевский центр».
«Приземляя стратегии, укрепляя сотрудничество»
Это девиз Форума стратегов – 2023. Каждый год ключевая тема Форума отражает вызовы и задачи, которые стоят перед страной.
Сегодня это формула главного вектора обсуждения – поиск оптимальных путей устойчивого развития российских городов и регионов в ситуации глобального вызова со стороны недружественных государств.
«Приземляя стратегии» – это означает, что в сложившейся ситуации ресурсных ограничений и рисков стратегии развития должны быть реалистичными, «приземлёнными», учитывающими реальные потребности людей в городах и регионах. «Укрепляя сотрудничество» – межмуниципальное, межрегиональное и межотраслевое, приграничное сотрудничество, сотрудничество ветвей власти. Всё это необходимо для обеспечения технологического суверенитета страны и повышения качества жизни россиян.
Россия вступила в принципиально новый этап социально-экономического развития. Параметры концепций и стратегий экономической, продовольственной, финансовой безопасности России меняются. Для конкретных регионов, предприятий, жителей страны это означает, что всё более выраженным будет курс на обеспечение собственными ресурсами, на ориентацию на отечественные товары. В целом происходит смещение акцента что-то закупать или продавать на то, чтобы уметь что-то производить.
Но в таких экстремальных условиях всегда открываются новые возможности. Конечно, этими возможностями можно было бы воспользоваться и раньше, без новых негативных стимулов. Но Россия, по разным причинам, во многом упустила возможности того же импортозамещения в развитии технологий. В результате сейчас это приходится делать в форсированном режиме.
В основном цели и задачи пространственного развития формулируются на федеральном уровне, что во многом ограничивает регионы в поиске собственных ориентиров развития. Из центра сложно учесть всевозможные детали и нюансы каждой территории. Роль региональной власти заключается в поддержке определённых сегментов экономики и объектов инфраструктуры. Причём в разных регионах могут быть выбраны разные приоритеты. Встаёт вопрос возможности более активного участия регионов в разработке стратегических документов на федеральном уровне. Это позволит регионам, с одной стороны, определить свою роль в рамках глобальных проектов развития страны, а с другой – более эффективно решать вопросы, связанные с реализацией внутренних стратегических проектов.
В условиях сегодняшних вызовов и ограничений повышение эффективности стратегического управления со стороны органов государственной власти является решающим средством обеспечения долгосрочного устойчивого развития России. Не замечать происходящие изменения нельзя, а потому следует начать корректировку документов стратегического планирования. Нужно в новых условиях предложить оптимальные механизмы по решению задач.
В рамках Форума прошёл финал IX конкурса муниципальных стратегий – 2023 «Лучший План действий по реализации стратегии».
Конкурс проводится в целях выявления и распространения успешного опыта применения различных форматов планов действий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования, а также выявления новаций и эффективных решений задач на муниципальном уровне.
Победители 2023 года
Группа малых муниципальных образований
Победитель – Хохольский район. Воронежская область.
Второе место – Задонский район. Липецкая область.
Третье место – МР Горный улус. Республика Саха (Якутия).
Группа средних и больших муниципальных образований
Победитель – Сургутский район. Ханты-Мансийский автономный округ – Югра.
Второе место – Усманский район. Липецкая область.
Третье место – Новороссийск. Краснодарский край.
Группа региональных столиц
Победитель – Иркутск. Иркутская область.
Второе место – Вологда. Вологодская область.
Третье место – Красноярск. Красноярский край.